Перейти к основному содержанию

Лукашенко остается

Сегодняшний день отменяется
20 июля, 00:00

«Я хочу сразу предупредить вас и тех, кто интересуется — так называемого 20 июля, в том понимании, что вкладывает в эту дату оппозиция, для нас нет», — заявил накануне 44-летний Лукашенко на встрече с миссией Организации безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ).

«После 20 июля Лукашенко не будет легитимным президентом. Но он останется реальным руководителем государства. И переговоры будут вестись с ним, пусть это и прагматичное решение. Даже минчане, засадившие картошкой все окрестности, едва ли озабочены его легитимностью. А изоляция страны и голод приводят к еще большей диктатуре», — заметил один из западных дипломатов.

Сегодня с самого утра молодежный совет партии «Реформы и порядок» и активисты Молодого движения проводят пикетирование Посольства Республики Беларусь в Украине на улице Январского Восстания, 6 в Киеве. «Мы требуем, чтобы в Беларуси была обеспечена свобода слова и свобода выбора», — заявили в ПРП накануне пикетирования. Фракция партии «Реформы и порядок» в Верховной Раде Украины инициировала заявление относительно ситуации в Беларуси, которое подписали представители трех правоцентристских фракций. В частности, ПРП призывала Лукашенко и белорусское правительство к восстановлению демократии, соблюдению международных обязательств в области прав человека, освобождению политических узников.

МИД Украины на момент выхода газеты в печать еще не объявил об официальной позиции Киева, касающейся ее дальнейших контактов с Лукашенко.

«Это дело очень тонкое, — сказал «Дню» один из представителей дипломатии на условиях анонимности, — с одной стороны, нельзя ставить под сомнение результаты волеизъявления большинства белорусского народа. С другой — стоило бы посмотреть прагматично. Есть, конечно, свои «нюансы» у режима Лукашенко, но, во всяком случае, свой народ еще не расстреливает. Альтернативы ему сегодня нет. Конечно, в Беларуси — не избранный, а назначенный парламент — но через год там должны состояться выборы. И Запад заинтересован в продолжении нормальных контактов между Киевом и Минском. В общем — ситуация далеко не является ясной на сто процентов».

Один из чиновников МИД Франции, ответственный за восточноевропейскую политику своей страны, сказал «Дню», что страны — члены Европейского Союза с одной стороны, признают, что с 20 июля президент Лукашенко теряет легитимность своего статуса, но с другой — отношения должны быть не с ним лично, а с Беларусью. Поэтому каких-то заявлений по этому случаю на Западе не будет.

Харизматичный лидер, обращающийся к народу на просторечии и скорбящий по СССР, пять лет назад обещал вернуть страну в безмятежное советское прошлое брежневской поры, вырвать корни коррупции, взять курс на союз и с тогда братской Россией вдохнуть жизнь в промышленность, «стряхнуть» бизнесменов.

И Беларусь, с ее всеобщей занятостью, уравниловкой, госпринуждением, стала островком социализма в Европе, изгоем в европейских структурах, страной, проедающей самое себя в отсутствие внешних финансовых потоков. Доходы населения в валютном эквиваленте упали вдвое.

«Но у нас все-таки нет голода», «нам бомбы не падают на голову — в этом большая заслуга государства», — перечисляют граждане итоги пятилетки в праздничных передачах на государственном телевидении.

Несмотря на явное ухудшение жизни белорусов, рейтинг Лукашенко по-прежнему высок и по данным Независимого института социально-политических исследований (НИСПИ) на сегодня составляет по стране 45 процентов, практически не меняясь за эти годы. Слабая, ссорящаяся оппозиция не может противопоставить ему ни одного яркого соперника.

Лукашенко, ранее возглавлявший совхоз, за пять лет провел два референдума, в результате которых заменил национальную государственную символику на советскую, придал русскому языку статус государственного, вытеснив белорусский из официального обращения, создал систему власти, полностью подчиняемую президенту — он лично назначает даже районных судей.

Нынешний сторонник союзного государства с Россией, неутомимый оппонент Запада и «страшного монстра» НАТО, друг Милошевича, впервые он заявил о себе во внешней политике сбитием воздушного шара осенью 1994 года, в результате чего погибли американский и швейцарский спортсмены.

В июне прошлого года он выселил всех дипломатов, за исключением российского посла, из загородной резиденции Дрозды, не желая соседствовать с ними. Страны Европейского Союза, отозвав почти на год своих послов, отказали Лукашенко во въезде. Мировая была подписана только нынешней весной — дипломаты согласились искать новые резиденции, а Беларусь пока не выдала обещанную компенсацию.

Лукашенко ссорился даже со «старшим братом» Борисом Ельциным — президент РФ вступился за журналистов Общественного российского телевидения (ОРТ) Павла Шеремета и Дмитрия Завадского, арестованных в 1997 году за съемки сюжета на белорусско-литовской границе. В результате Ельцин однажды даже запретил Лукашенко визит в российские регионы, где белорусский президент — самый частый гость.

Сегодня Лукашенко прорывается в единое с Россией государство, требуя взамен хотя бы пост вице-президента. Однако Кремль, приветствующий интеграцию, больше озабочен собственными проблемами в канун парламентских и президентских выборов.

Играющий на досуге в профессиональный хоккей, Лукашенко и в политике выбирал силовые приемы, что всегда сходило ему с рук. До сих пор он игнорировал голос Запада, однако в текущем месяце пошел на сближение, пытаясь наладить отношения. Его реверанс не остался незамеченным — Беларусь и ОБСЕ на днях договорились забыть прошлое, если в 2000 году в стране пройдут справедливые и свободные выборы в Национальное собрание.

Более того, Запад при обещанном Лукашенко развороте Беларуси в общеевропейское русло обещает отменить экономические санкции и поддержать ее вступление в европейские структуры.

«Невозможно двигаться вперед и смотреть при этом в зеркало заднего вида», — заметил на днях посол Франции Бернард Фассье.

«Это сговор с диктатором», — воскликнул один из оппозиционных лидеров, слишком полагавшихся на Запад.

Похоже, после югославского кризиса Запад намерен применить к Беларуси тактику пряника, однако только при воплощаемой демократизации.

Несмотря на обещанную Западу политическую оттепель, Лукашенко пригрозил, что акции протеста в центре столицы отныне запрещены и будут жестоко подавляться в рамках закона ради безопасности самих же граждан.

КСТАТИ

В свое время президент Лукашенко разделил белорусских журналистов на «честных» и «нячестных». К первым он отнес «своих», то есть журналистов государственных СМИ, обслуживающих власть; ко вторым — независимых журналистов. Именно это и определяет сегодня отношение власти к прессе. Президент Белорусской ассоциации журналистов Жанна Литвина говорит,что в Беларуси убивают независимую демократическую прессу. Законы гарантируют свободу информационной деятельности. Но власть не желает их выполнять. Журналистов не убивают, но жестоко бьют, нанося увечья, задерживают, судят, отбирают и засвечивают отснятые материалы. Порой неизвестные «боевики» в штатском вывозят корреспондентов в лес, где учат, как жить и о чем писать. Вызывают для «профилактических» бесед в КГБ, прокуратуру, милицию. Работу белорусских СМИ контролирует Государственный комитет Беларуси по прессе. Из его недр постоянно исходят предупреждения о нарушении независимыми демократическими изданиями закона Беларуси «О прессе и других СМИ».

Из официальной справки Посольства Беларуси в Украине:

«В Беларуси зарегистрировано 1026 газет и журналов, из которых 1/3 являются государственными. Наряду со 112 государственными полиграфическими предприятиями в равных хозяйственных условиях работают 117 негосударственных типографий. Только 54 из 228 издательств являются государственными. В Беларуси 145 телерадиостанций, из которых 83 являются негосударственными».

По словам Жанны Литвиной, «практически все приспособленные для более или менее качественной печати типографии монополизированы государством. Самый мощный в стране издательский комплекс «Белорусский Дом прессы» для абсолютного большинства независимых газет закрыт. Хотя его производственная база загружена лишь на 50 процентов». Около 250 негосударственных изданий в Беларуси практически находятся в состоянии клинической смерти и выходят один раз в год. Общий тираж всех других независимых изданий общественно-политической направленности не превышает тиража только одной газеты «Советская Белоруссия» (учредитель — администрация президента).

Подготовила Ольга ГОДОВАНЕЦ

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

5 ноября 1996 г. — президент Республики Беларусь издал указ № 455 «О порядке вступления в силу решений республиканского референдума об изменениях и дополнениях конституции Республики Беларусь». Этим указом президент, превысив свои полномочия и проигнорировав решение от 4 ноября Конституционного суда, установил прямой порядок вступления в силу решений республиканских референдумов по вопросам изменения и дополнения конституции Республики Беларусь.

9 ноября — началось досрочное голосование. К этому времени окончательные тексты изменений и дополнений Конституции еще не были опубликованы. Лишь 12 ноября был напечатан 4-миллионным тиражом президентский проект Конституции. Альтернативный проект, вынесенный на референдум депутатами Верховного совета, был опубликован лишь 21 ноября. Ознакомиться с ним избиратели практически не имели возможности. Между тем, по данным некоторых источников, досрочно проголосовали от 20 до 30 % избирателей.

13 ноября — председатель Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов В. Гончар публично заявил, что не подпишет итогового протокола референдума, если и впредь будут продолжаться грубые и многочисленные нарушения законодательства о референдуме со стороны исполнительной власти.

14 ноября — указом президента В. Гончар незаконно отстранен от своей должности, а здание Центризбиркома заблокировано вооруженными людьми из охраны президента.

26 ноября — 103 депутата Верховного совета, собранные администрацией президента вне Овального зала, при отсутствии кворума и законных руководителей Верховного совета приняли от его имени так называемые законы: «О республиканском референдуме 24 ноября 1996 года в Республике Беларусь», «О прекращении в Конституционном суде Республики Беларусь производства по делу о нарушении президентом Республики Беларусь конституции Республики Беларусь» и «О прекращении полномочий Верховного совета Республики Беларусь тринадцатого созыва».

27 ноября — Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов во главе с назначенным президентом новым председателем Л. Ермошиной обнародовала итоги референдума. Для подсчета голосов хватило двух дней.

С этого же дня — Конституция 1994 года «с изменениями и дополнениями» вступила в силу.

P.S. Беларусь начала жить по «новой» конституции с новым парламентом, новым правительством, новым Конституционным судом. Большинство стран мира и международные организации не признали итоги республиканского референдума и, соответственно, легитимность созданных на базе конституции образца 1996 года органов государственной власти, в том числе Национального собрания Республики Беларусь.

В настоящее время проблема правомерности изменения конституции 1994 года по-прежнему актуальна. С ней напрямую связан и вопрос о сроке окончания полномочий президента Лукашенко и о времени проведения новых президентских выборов.

Михаил ПАСТУХОВ, доктор юридических наук, профессор, бывший судья КС Беларуси

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать