Герхард ШРЕДЕР: Не все представления Украины по поводу НАТО можно претворить в жизнь. Но это естественно

Консультации, которые завтра и послезавтра проведет в Киеве федеральный канцлер ФРГ Герхард Шредер, будут трудными — о чем свидетельствует и его интервью газете «День». Шредер — один из самых влиятельных лидеров совершенно новой Европы, от которой мы все дальше отдаляемся, несмотря на всю европейскую интеграцию. Эта Европа готова силой защищать свои представления о своем будущем, ее не интересуют аргументы других, она безжалостна в том, что касается своих требований, не всегда будучи осведомленной со всеми аспектами дела. Эта Европа, исходя из ответов канцлера на вопросы «Дня», а также из того, что он так и не ответил на вопрос: «Готовы ли Украина и ЕС обсуждать проблему ассоциированного членства Украины в Евросоюзе?», пока что заканчивается на западной границе Украины. Интервью, как и первые шаги деятельности Шредера на посту канцлера, характеризуют его как решительного политика, который любой ценой будет добиваться именно своей цели. Цель Шредера на киевских консультациях — убедить Украину не достраивать реакторы Хмельницкой и Ривненской АЭС, но все равно заставить ее закрыть Чернобыльскую станцию и, очевидно, он приложит для этого все усилия, даже не будучи поддержанным другими лидерами «семерки». Канцлер ФРГ вообще, исходя из его последних переговоров с российскими лидерами, очень скептически настроен по поводу постсоветского пространства — это не Гельмут Коль, который дружил с Ельциным и заявлял в Киеве, что «в Бонне на Востоке видят не только Москву».
Быть может, первая встреча канцлера Шредера с Украиной продемонстрирует Берлину, что Украина готова к переменам, а быть может, наоборот — добавит скепсис относительно сегодняшнего положения дел. Сейчас, накануне визита, он повторяет в интервью старые, уже обычные комплименты Украине, которая является «гарантом стабильности в регионе».
— Не чувствуете ли вы, что после акции НАТО против Югославии мир изменился не в лучшую сторону — безотносительно к той политике, которую в последние годы проводил официальный Белград?
— Я не могу сказать, что весь мир изменился к лучшему. Однако неоспоримым является факт, что в Косово белградский режим более года вопиющим образом нарушал права человека. Они были прекращены вследствие воздушных ударов НАТО. Беженцы могут возвратиться и снова жить на своей родине в мире. Мы чувствуем от этого большое облегчение. Я знаю, что ситуация с безопасностью там все еще сложная. Именно поэтому мы и вынуждены направить все наше внимание на быстрое восстановление, чтобы уничтожить базу возможной нестабильности. Этой цели и служит предложенный Германией в качестве председателя ЕС и уже принятый Пакт стабильности для Юго-Восточной Европы.
— Как, на ваш взгляд, можно создать общую структуру безопасности в Европе, когда не существует механизмов, которые бы давали, скажем, Украине возможность влиять на решения НАТО — ведь к украинским аргументам в Брюсселе никто не прислушивался, несмотря на статьи Хартии об особом партнерстве?
— Не могу разделять взгляда о том, что между НАТО и Украиной нет согласованности. В Хартии НАТО — Украина от июля 1997 года предусмотрены широкие возможности сотрудничества и согласования. И на встрече НАТО на высшем уровне в Вашингтоне в апреле этого года НАТО и Украина снова подтвердили свое сотрудничество торжественным заявлением.
Украина содержит штаб представителей при НАТО в Брюсселе. Сотрудники этого штаба постоянно консультируются с представителями стран-членов НАТО. Это формы влияния и кооперации, которые не всегда заметны снаружи, но очень эффективны.
Понятно, что не все представления Украины по поводу НАТО можно претворить в жизнь. Но это и естественно. Ведь и внутри Альянса не всегда все 19 членов единодушны.
— Что выиграет Европа, если Польша, Чехия и Венгрия установят визовый режим, а также ограничения относительно движения товаров и капиталов? Не будет ли это новым вариантом «железного занавеса» с рядом уже существующими ограничениями «Шенгенской группы»?
— После принятия Польши, Чехии и Венгрии в Европейский Союз, зона европейской стабильности продвинется на Восток. Это, в общем, позитивный процесс, поскольку он несет экономическую и политическую стабилизацию.
Восприятие общеевропейских достижений является предпосылкой для вступления каждого нового члена. Сюда относится и введение правил Европейского Союза относительно визового режима. Этот процесс не направлен против Украины. К тому же, есть много внешних пошлин Европейского Союза в отношении третьих стран, например Украины, которые намного ниже таможенных тарифов, существующих в тех же сферах между некоторыми странами Центральной и Восточной Европы и Украиной.
— Насколько важно для Германии, кто именно выиграет президентские выборы в Украине и каким курсом она будет идти дальше?
— На мой взгляд, результат президентских выборов в Украине 31 октября этого года имеет большой смысл — и для дальнейшего развития вашей страны, и для дальнейшего развития Европы. Федеральное правительство, возглавляемое мной, видит в независимой, демократической Украине с рыночной экономикой непременного гаранта стабильности в регионе и во всей Европе.
— Социал-демократы и «зеленые» в Германии традиционно выступают за закрытие Чернобыльской АЭС. Украинское правительство часто и небезосновательно обвиняет Запад в невыполнении своей части обязательств. Как решить эту проблему?
— Решение поставленного вами — вопрос непростой. В центре стоят четкие международные договоренности, касающиеся основных вопросов немецкой внутренней политики. Я и в дальнейшем буду уверенно исходить из того, что Чернобыльская атомная электростанция будет остановлена в 2000 году. Это не раз и недвусмысленно обещал Президент Кучма. Так же однозначно и то, что Украина получит необходимую компенсацию энергетических мощностей. В этом вопросе я жду на будущих межправительственных консультациях путеводных переговоров. В составе моей делегации прибудут два министра, ответственных за энергетику и безопасность ядерных реакторов — Мюллер и Триттин, которые встретятся со своими украинскими коллегами для подробных переговоров. И я обсужу это вопрос с Президентом Кучмой. Я уверен, что мы найдем приемлемый путь.
— Если немецкие компании действительно заинтересованы в проекте создания транспортного самолета на базе Ан-70, то почему этот проект Чбуксует»? Верите ли вы, что самолет из Украины может выиграть Чсоревнование» с американскими и европейскими проектами и быть взятым на вооружение Бундесвера?
— Бундесверу и партнерам по НАТО нужен в последующие годы новый военно-транспортный самолет. Сейчас происходит изучение предложений по этому поводу. Среди них есть и представленное украинско-российским консорциумом предложение на базе Ан-70. Речь идет о прекрасном самолете. Но необходимо учитывать, что наше решение будет приниматься в тесной согласованности с партнерами по НАТО, а также задействованными промышленными предприятиями в Германии и в других государствах.
— Ваши пожелания читателям нашей газеты?
— Я очень рад был бы их активному участию в политическом и экономическом развитии Украины, в частности в высокой активности на президентских выборах, которые вскоре должны состояться. В общем же, желаю всем читателям вашей газеты хорошего отдыха во время отпуска и новых сил для решения существующих проблем.
СПРАВКА «Дня»
Герхард Шредер — Федеральный канцлер Федеративной Республики Германия. Родился . в г. Моссенберг-Липпе, протестант, женат.
1951 — 1958 Получил неполное среднее образование.
1959 — 1961 Учился на специалиста по розничной торговле.
1964 — Закончил вечернюю среднюю школу.
1964 — 1966 Учился в колледже.
1966 — 1971 Был студентом юриспруденции в университете в Геттингене; сдал первый юридический государственный экзамен.
1972 — 1976 Стажер, сдал второй юридический государственный экзамен, получил допуск к занятиям адвокатской практикой.
1978 — 1990 Проходил самостоятельную адвокатскую практику в Ганновере.
1963 — Вступил в Социал-демократическую партию Германии (СДПГ).
1978 — 1980 Председатель Союза молодых социалистов в СДПГ.
1986 — 1989 Член президиума СДПГ.
1980 — 1986 Член Немецкого Бундестага.
1986 — 1990 Председательствует во фракции СДПГ в парламенте земли Нижняя Саксония.
1990 — 1993 Премьер-министр земли Нижняя Саксония.
1994 — 1998 Председатель земельного объединения СДПГ в Нижней Саксонии.
С 27.10.1998 Федеральный канцлер Федеративной Республики Германия.
Выпуск газеты №:
№121, (1999)Section
Панорама «Дня»