Перейти к основному содержанию

Бензиновый прыжок

Спровоцировано «благими намерениями» исполнительной власти
12 июня, 00:00

По данным Государственной инспекции по контролю за ценами Минэкономики, в мае наиболее существенное повышение цен на дизтопливо наблюдалось в Днепропетровской области (30—50%), Волынской, Николаевской и Херсонской областях (10—15%). Цены на бензин А-76 в мае больше всего повысились в Днепропетровской, Ивано- Франковской, Луганской областях (10—25%), на бензин А-95 — в Кировоградской, Луганской, Хмельницкой, Черновицкой областях (на 10—19%).

В Киеве в прошлом месяце цены на нефтепродукты оставались стабильными. Столица является единственным городом в Украине, где цены на отдельные виды нефтепродуктов регулируются госадминистрацией: максимальная цена одного литра дизтоплива установлена на отметке 80 коп., бензина А-76 — 90 коп. Однако в начале июня цены на нерегулируемые марки бензина начали резко расти. Только за последние три дня на некоторых автозаправках литр 95-го подорожал с 1 до 1,22 грн.

По данным специалистов научно-технического центра «Психея», занимающегося маркетинговыми исследованиями отечественного рынка нефтепродуктов, одной из основной причин подорожания горючего является законодательная неурегулированность рынка. «В результате импортеры сократили объемы поставок и для уменьшения своих рисков завозят в Украину нефтепродукты небольшими партиями. Сокращение предложения приводит к росту цен», — сказали ЦЖИ в маркетинговом центре «Психея».

Полгода парламент и Президент не могут прийти к согласию относительно ставок акцизного сбора на нефтепродукты. Если депутаты предлагают их снизить, то Л.Кучма — как минимум оставить на нынешнем уровне. Издав летом прошлого года указ «О ставках акцизного сбора на нефтепродукты», Президент обложил бензин акцизом по ставке от 40 до 100 экю за тонну (в зависимости от марки бензина), дизтопливо — 15 экю за тонну. Несгибаемость представителей исполнительной власти объясняется заботой о потерях бюджета в случае снижения ставок акцизного сбора.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов и банковской деятельности Вячеслава Сокерчака, от повышения акцизов бюджет не получил дополнительных доходов (речь шла о 500 млн. грн.). Однако вред был нанесен, поскольку высокие, по сравнению с соседями, ставки акцизного сбора в Украине «приводят к сокращению легального импорта — за последний год налогооблагаемый объем реализации подакцизных нефтепродуктов снизился вдвое», — считает В.Сокерчак.

О сокращении предложения нефтепродуктов в Украине свидетельствует и неофициальная информация о существенном ограничении их поставок правительством для аграриев на проведение посевных работ.

Кроме того, на отечественном рынке сказывается и рост цен на бензин в России. По данным Росбизнесконсалтинга, премьер-министр России Сергей Степашин заявил, что если неконтролируемый рост цен на бензин в апреле составил 7%, то в мае уже 23 %. В четверг С.Степашин поручил в 10-дневный срок разработать комплекс неотложных мер, направленных на недопущение «необоснованного роста цен на бензин».

Источник в Минэкономики пояснил корреспонденту «Дня» Виталию КНЯЖАНСКОМУ , что большую роль в снижении объемов ввозимых в Украину светлых нефтепродуктов сыграла атака Президента и правительства на совместные предприятия. После того как они были лишены льгот, объем импорта резко сократился (в первом квартале в два раза, а в апреле — вообще обвально). Кроме того, по словам источника, в связи с югославскими событиями цены мирового рынка на нефть поднялись на 50% и на светлые нефтепродукты — на 35%. Но главная причина паники на украинском рынке — это несогласованность действий ветвей власти. Сегодня каждое предприятие начисляет акцизы по своему усмотрению — одни по указу Президента, другие по закону, который им отклонен. А страдают потребители, причем повышение со дня на день может перекинуться с бензина и на такие товары, как молоко и хлеб — ведь их нужно возить.. .

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать