Умереть по закону проще, чем жить
Медики отстаивают каждый свою правду. Для больных важнее здоровье![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990610/4103-1-2_0.jpg)
В понедельник в Центре нейрохирургии позвоночника и спинного мозга киевской клинической Больницы скорой медицинской помощи (БСМП) были отменены семь операций. Почти все сложные, и заведующий центром Игорь Курилец пригласил британских консультантов-нейрохирургов, с которыми сотрудничает седьмой год, Генри Марша и Ричарда Готфилда. Но, по его словам, главный врач больницы Валерий Зборомирский запретил британским коллегам консультировать больных и участвовать в операциях.
Настоящая причина конфликта, по мнению Игоря Курильца, в том, что созданная совместно с английскими нейрохирургами по западным стандартам клиника, в которой одного оборудования не меньше, чем на миллион долларов, мешает монопольным интересам других нейрохирургических отделений города и одноименного института.
— Мало того, что мы обнажили общую отсталость отечественной нейрохирургии, так еще и создали проблему наполняемости коек у наших конкурентов, — уточнил он. — Ежегодно центр помогает практически бесплатно более, чем тысяче больных, внедрено около тридцати новых операционных методик. Увы, наши чиновники от медицины нетерпимы к прогрессу. Оппоненты апеллируют к тому, что сотрудничество с британскими коллегами, посетившими Украину в восьмой раз, надо узаконить юридически. Считаю, что решать такие вопросы должна администрация, а не хирурги. Год назад британская сторона пыталась обговорить условия широкомасштабного сотрудничества БСМП с Центральной лондонской больницей, но не нашла взаимности.
— Я люблю вашу страну и ее людей, — сказал корреспонденту «Дня» Генри Марш , — и считаю за честь участвовать в реформировании украинской медицины. Жаль, что это связано с затруднениями, но ведь острие их направлено на самом деле не на доктора Курильца, а на больных.
41-летняя пациентка, мать двоих детей, поступившая в больницу с опухолью спинного мозга, рассказала, что приехала в Киев из Белой Церкви. Консультировалась в Первой центральной больнице, затем — в областной, где ей посоветовали обратиться к нейрохирургам БСМП на Братиславской, 3. Теперь ждет своей очереди. За рубежом такая операция стоит не менее $20 тыс., а здесь она заплатит только за лекарства, но...
Что делать с тяжелыми больными Игорь Курилец, рассчитывавший на квалифицированную помощь британских специалистов, пока не знает. Если сотрудничество незаконно, то по закону больным следовало бы отказать в помощи, а ведь для многих операция — последний шанс. Однако смерть в законе — не оправдание для врача, чья обязанность спасать.
— Проблема в корректности, интеллигентности и правовых вопросах, — сказал «Дню» первый заместитель главного врача БСМП Владимир Никишаев. — Никто не мешал Игорю Курильцу создавать совместное предприятие, но зарегистрируйте его, подпишите соответствующие документы. Ничего этого не сделано. Почему? Не знаю.
Генри Марша спросили прямо: «Может ли наш хирург приехать в Англию и оперировать там?». Ответ был отрицательным. Ни в одной стране мира врач без экзамена и лицензии этого государства практиковать не вправе. Украина — не исключение. По словам Владимира Никишаева, «они приехали и даже не зашли к главному врачу представиться».
Давать профессиональную оценку работе своего коллеги замглавврача не стал, но объявил, что с обязанностями завотделения Игорь Курилец не справляется однозначно. Кроме того, операции его плановые, а профиль больницы — скорая, неотложная помощь...
Заместитель главы Киевской горгосадминистрации по вопросам здравоохранения Валерий Бидный сказал «Дню», что конфликт в БСМП не более, чем недоразумение. Методика Игоря Курильца и программа центра имеет право на жизнь, и никто ее не запрещает. А трения возникают на протяжении 4—5 лет из-за очевидных вещей. Что бы там ни говорили наши британские партнеры, вкладывая в центр инвестиции, они имеют в Украине свои бизнесовые интересы.
Наша страна стремится к цивилизованным подходам, и совместная деятельность в области медицины, как в любом другом государстве, должна быть официально оформлена. Согласно последним решениям правительства, любое лечебное учреждение обязательно лицензируется и аккредитируется Министерством здравоохранения Украины.
P.S. Как сообщил вчера Игорь Курилец, конфликт разгорается. Британских нейрохирургов в операционную по-прежнему не пускают.
— На операцию Бориса Ельцина, к примеру, были приглашены западные консультанты. Почему это невозможно в Украине, когда речь идет о жизни простых смертных? — спрашивает «опальный» украинский нейрохирург. — И кто согласится вкладывать средства в страну с неблагополучным инвестиционным климатом?
Медицинские «разборки», столкновение разных правд и амбиций, Валерий Бидный метко назвал «местечковыми». Но инвестиции в медицину, которая очень в них нуждается, это уже «большая» политика. Такая помощь нужна государству и, прежде всего, больным, для которых она — вопрос жизни и смерти.
Заместитель главы Киевской горгосадминистрации по вопросам здравоохранения Валерий Бидный сказал «Дню», что конфликт в БСМП не более, чем недоразумение. Методика Игоря Курильца и программа центра имеет право на жизнь и никто ее не запрещает. А трения возникают на протяжении 4—5 лет из-за очевидных вещей. Что бы там ни говорили наши британские партнеры, вкладывая в центр инвестиции, они имеют в Украине свои бизнесовые интересы.
Наша страна стремится к цивилизованным подходам, и совместная деятельность в области медицины, как в любом другом государстве, должна быть официально оформлена. Согласно последним решениям правительства, любое лечебное учреждение обязательно лицензируется и аккредитируется Министерством здравоохранения Украины.
КОММЕНТАРИЙ
«Перманентные противоречия между органами исполнительной власти, бюрократией, врачами и пациентами я наблюдал все восемь лет, работая в системе управления государственным здравоохранением, — прокомментировал противостояние в БСМП научный эксперт по вопросам охраны здоровья Украинского центра защиты прав человека Валерий Ивасюк. — Конфликт, ставший достоянием общественности благодаря гражданской позиции Игоря Курильца, — один из многих, камнем преткновения в которых выступают деньги и амбиции. Он — отражение полной вакханалии в украинской медицине. Нейрохирургическому центру предлагают зарубежную помощь, а она по тем или иным бюрократическим мотивам отбрасывается. Это ли не пример античеловечности нынешней здравоохранительной системы, для которой здоровье человека — не главное».
По мнению Валерия Ивасюка, причина конфликтных ситуаций
не столько в несовершенстве законодательства, сколько в отсутствии государственной
политики в области охраны здоровья. За годы президентства Леонида Кучмы
из медицины выпала гуманная составная, существовавшая в советский период,
— взаимосочувствие и человечность в отношениях врача к пациенту и государства
к медикам и больному. По сути, врач и пациент остались один на один, и
только от личных профессиональных и человеческих качеств врача зависит
здоровье и жизнь человека. Сегодня врачи и пациенты зависимы от приближенности
того или иного лечебного учреждения к чиновникам, от достаточного или недостаточного
финансирования. Между тем, конституционное право человека — получить конкретную
помощь при любых условиях, говорит Валерий Ивасюк.
Выпуск газеты №:
№103, (1999)Section
Панорама «Дня»