Перейти к основному содержанию

Некормленый «Беркут»

16 апреля, 00:00

Беседы (естественно, анонимные) с бойцами черкасской роты милиции быстрого реагирования «Беркут», по- простому ОМОНа, дали возможность узнать повседневные заботы тех, кого называют то «сатанинской силой», то «цепными псами режима», то «боевым отрядом правоохранительных органов».

Главной головной болью отцов-командиров является отвлечение сотрудников на осуществление рутинных мероприятий, для которых в областном центре вполне достаточно сил. Милицейское спецподразделение, предназначенное для решения наиболее сложных, нестандартных задач по поиску и нейтрализации вооруженных преступников, пресечению массовых беспорядков, операциям вдали от мест дислоцирования основных милицейских сил используют как затычку буквально для всех дыр. Омоновцы «обеспечивают прикрытие«(?!) гаишников и так оснащенных бронежилетами и автоматами, гоняют старушек, торгующих в неотведенных местах, патрулируют места «массового скопления людей». На боевой подготовке давно уже поставлен крест. Зато когда нужно срочно выслать оперативную группу на задержание — часто отправить-то и некого, все на дежурстве. Ну и, само собой, «визитная карточка» украинских «реформ», «ноу-хау» нашего мудрого руководства — регулярные невыплаты денежного довольствия.

Хуже всего было в начале прошлого года — четыре месяца без зарплаты! В конце концов сжалились крупнейшие предприятия города, подкинув немного деньжат. Зарплата за два месяца 97 года была выдана только в феврале 99-го. Вы, наверное, будете смеяться, но большую ее часть выдали водкой. На сегодняшний день омоновцам должны за один месяц прошлого года и один — нынешнего. Как же выкручиваются здоровые мужики, обремененные семьями, в такой ситуации? Основным способом хоть как- то прокормиться является охрана всевозможных объектов по договорам. Разумеется, в личное время, предназначенное для отдыха и восстановления сил, для семьи. Разумеется, эти скромные заработки облагаются подоходным налогом. Хочешь — стой ночь, но это слишком малые деньги, поэтому обычно дежурят сутки. 20 гривен за дежурство, самое большее 5 суток в месяц — больше просто не получается. Половина заработанного бойцами идет в пользу подразделения. Вы, наверное, снова будете смеяться, но ребята за свой счет полностью обеспечивают «Беркут» бензином, формой и запчастями. Как невесело шутят бойцы, они только оружие и патроны получают за казенный счет. Те, у кого есть родственники в селе, потихоньку приторговывают, опять таки в свободное от работы время. Некоторые занимаются всякой «халтурой». «Проверки паспортного режима» и «патронаж» над предпринимателями, которыми кормятся их столичные коллеги, для черкасских омоновцев нехарактерны — Черкассы, в общем то, город небольшой и бедный.

Проблемы с деньгами начинаются на самом верху: то Михайловский собор до зарезу надо сдать к выборам, понимаешь, то «всеукраинский форум демократических сил «Злагода» провести, и продолжаются непосредственно на местах: то новенькие «Пассаты» для руководящих задниц надо приобрести, то в здании областного управления ремонт сделать, — на все денег не хватает. А полагается сотрудникам всего ничего — 120 гривен сержанту и около 300 офицерам. Уже полтора года не выплачиваются премии и доплаты, так называемые «пайковые». Ничего, кроме раздражения и неприязни сотрудников подразделения в отношении милицейских и киевских бонз, это не вызывает. Увы, но и в правоохранительных органах наблюдается та же картина, что и по всей стране — барски-пренебрежительное отношение «руководящих товарищей» к «черной кости», глухая ненависть последних ко всем, кто олицетворяет Власть. Лихорадочно устраивая свое маленькое человеческое счастье, высокопоставленные чиновники в погонах и без оных не выполняют даже основных обязательств перед подчиненными. А зачем? В стране кризис! Нужно объединяться! Злагода, вот что нам нужно!

Даже видавшие виды взрослые мужики не могут скрыть изумления, когда речь заходит о некоторых (скажем так) первых лицах областного УВД. Одно из них находит возможным на совещаниях таким образом реагировать на вопросы своих заместителей (дословно): «Шо? Ты шо-то не понял?! Да пошел ты на ...!!!» По их собственным словам, апатия и равнодушие, которые вызывает такая «служба», пугает их самих: «Нет желания что-то делать, когда видишь, что это никому не нужно, когда о тебя постоянно вытирают ноги».

А между тем уже скоро два года потихоньку гниет в СИЗО один из сотрудников черкасского «Беркута» Валерий Бублик, обвиненный в убийстве известного черкасского продюсера Лементаря. Рискну заметить, что за два года следствие должно было либо собрать достаточно доказательств вины и передать дело в суд, либо набраться мужества и, признав свою ошибку, выпустить человека на свободу. А между тем нашумевшее убийство старшего следователя областной прокуратуры, похоже, закончилось ничем — в преднамеренном убийстве обвинены соседи покойного по гаражу. Не спорю, бывает и так. Но, честно говоря, убить человека, зная про такое его место работы, и не бежать без оглядки из родного города и страны, а спокойно идти домой отсыпаться — попахивает самоубийством. Правосудие, как и медицина, как и наука и все что угодно, не может быть дешевым и качественным —либо одно, либо другое.

Поневоле закрадывается сомнение: имеет ли под собой основание расхожее мнение о некоей «реакционности» правоохранительных органов, их готовности отстаивать интересы нынешнего режима? Те, для кого «реформы» стали бездонной кормушкой — возможно, готовы. Те, кто искренне желает работать для своей общины, своих земляков — едва ли.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать