Здравоохранение или здравозахоронение?
Чтобы реформировать отрасль, нужны, по Черчиллю, полномочия... или свой Черчилль![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19990305/441-7_0.jpg)
КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ ТО, ЧЕГО НЕТ
На пресс-конференции, посвященной медицине, кто-то из выступавших в патетическом порыве вопрошал: «Что всегда было самым дорогим за рубежом? — Лечение! А что самым дешевым у нас? — То же самое!»
Прошлого не вернуть. Сегодняшнее все еще бесплатное (по Конституции) гарантированное лечение не удовлетворяет ни медиков, ни пациентов. Примеров тому великое множество.
Четырехлетний сын неудачно упал в коридоре (метр на два) «хрущевки». В детской поликлинике одного из районов Киева травматолога нет, и молодой неопытный хирург направил нас в травмопункт «неотложки». Дежурный врач, взглянув на руку, тут же определил перелом. После чего медсестры мастерски наложили сыну гипс и, отвечая на недоуменный вопрос, зачем нам направление в свою поликлинику, если там нет травматолога, подсказали, что можно договориться с врачом. Конечно, дальнейшее лечение в его прямые обязанности не входит, но...
— Это уже частная практика, — сказал врач.
— Разумеется, — согласились мы.
Таким образом, наш непоседа получил на время «семейного врача», а мы — уверенность в квалифицированной медицинской помощи.
СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА ДЕМОРАЛИЗУЕТ ОБЩЕСТВО
Ни для кого уже не секрет, как сказал на коллегии Минздрава Украины по итогам деятельности отрасли за 1998 год начальник управления охраны здоровья Киевской горгосадминистрации Владимир Загородний, что 50-60% расходов взяли на себя пациенты. Надо признать, что частично они же оплачивают зарплату медработникам. Система дышит на ладан, однако работает, и деньги в ней крутятся. Постановлением Кабмина была сделана попытка легализовать их. Только в Киеве в прошлом году медучреждения дополнительно через бухгалтерию получили 40 млн. грн. Но депутаты выиграли дело — платные услуги отменили. Проиграли же медработники и граждане Украины. Плата за здоровье уходит теперь в «конверты». Такая система, по словам Владимира Васильевича, деморализует не только медиков, но и общество в целом. Было бы разумным разрешить государственным и коммунальным учреждениям создание хозрасчетных медицинских подразделений, не конкретизируя каждую отдельную услугу...
Практически все проблемы отрасли изложила перед коллегами министр Минздрава Украины Раиса Богатырева. Известны они каждому жителю страны, потому что нет человека, который был бы абсолютно равнодушен к экологии, своему здоровью и всему, с чем это связано. Потому как никуда мы не денемся от тех 2 млрд. тонн твердых отходов, накапливающихся за год, из которых 13 млн. — высокотоксичны и чрезвычайно опасны. И от 63 млн. кубических метров радиоактивных отходов тоже далеко не убежишь. От отравленного воздуха и воды. И туберкулез, за последние три года «взлетевший» на 20%, уже подбирается к пока еще здоровым. В прошлом году им впервые заболело 500 медиков, и оказалось, что они, как все, — социально незащищенная категория населения, ведь статус профзаболевания получить невозможно.
Сокращать ли при всем при том койко-места и тех, кто их обслуживает, мнения на коллегии разделились. С одной стороны, по этому показателю мы впереди планеты всей, с другой — качество медицинских услуг желает быть... Особенно в селах, где объем медпомощи из года в год снижается, а количество запущенных болезней, злокачественных новообразований, туберкулеза, смерти от травматизма и несчастных случаев растет.
«КОШТІВ НЕМА!» ВРЕМЯ РЕФОРМИРОВАТЬСЯ
— А чего же вы хотели от туберкулеза, — сказал директор Донецкого института неотложной и восстановительной хирургии Владимир Гусак, — если мы питаемся на копейки. — То, что сейчас происходит в медицине — «полный отпад». Нас уже и называют здравозахоронением (после утомительных докладов в зале смех). Президент дает поручения, а никто их не выполняет. Сидит в приемной «ото несчастье», смотрит оловянными глазами и говорит: «Коштів нема!» — А где же эти «кошти»? — «Ищите! А где — вы знаете!» (смех, аплодисменты).
Где и чего искать и что делать, знает, похоже, министр отрасли, изложившая программу реформирования здравоохранения. Главным направлением перестройки станет приоритетная деятельность системы на укрепление здоровья и предупреждение заболеваний вместо их лечения. С этой целью надлежит развивать действующую инфраструктуру и создавать новую различных типов собственности. Крупная ставка делается на семейную медицину, которая будет приравнена к предпринимательской деятельности и лицензироваться. Предстоит реорганизовать сеть существующих участковых районных амбулаторий и поликлиник. Помимо государства придется раскошеливаться и населению, но в безоплатном порядке. Дополнительно будет введена система страховой медицины. Благодаря этим и другим мерам, считают в Минздраве Украины, можно достаточно быстро ввести в стране государственно-либеральную модель охраны здоровья. Понятно, что для этого прежде всего необходимы средства и четкая законодательная база. По поводу второго Раиса Васильевна напомнила о Черчилле, сказавшем своим конгрессменам, что его можно критиковать, бить или увольнять, но прежде чем требовать — дайте мне определенные полномочия.
С этим у нашего Президента всегда были проблемы. А наша проблема в том, что он явно не Черчилль. И поэтому пока неизменными будут оставаться правила игры. А значит — нация будет серьезно болеть, стареть и вымирать.
Выпуск газеты №:
№41, (1999)Section
Панорама «Дня»