Вместо бюджета пока что суррогат
Однако он лишит правительство возможности «ручного управления»Председатель ВР Александр Ткаченко заявил вчера на совещании с руководителями депутатских групп и фракций: «Нужно все сделать, чтобы принять бюджет к Новому году — хоть 30-го, хоть 31-го». Постатейное обсуждение проекта бюджета запланировано на среду и четверг. Чтобы окончательно согласовать позиции сторон, сегодня состоится встреча председателя ВР, премьер-министра, его заместителей, министра финансов, председателей фракций и председателя бюджетного комитета.
Пока что этот комитет настаивает на бездефицитности бюджета, а правительство протестует против его нереальности. Независимо от того, будет ли найден компромисс к концу года (а сомнений по этому поводу более чем достаточно), ВР должна принять временный суррогат бюджета — закон «О порядке финансирования расходов из государственного бюджета в 1999 году» до вступления в действие закона «О государственном бюджете на 1999 год» — поскольку бюджет не принят ко 2 декабря. Проект «суррогата» уже разработан бюджетным комитетом.
Раньше в таких случаях парламент принимал решение об осуществлении расходов в новом году по принципам предыдущего. На этот раз комитет решил, что нельзя пренебрегать концепцией, заложенной в бюджетной резолюции и проекте бюджета, принятом в первом чтении — оставлять местные бюджеты дефицитными. Нельзя сказать, что этот документ обеспечит правительству веселую жизнь. В некоторых статьях он даже жестче «бюджета Тимошенко».
Предполагается запретить до принятия государственного бюджета выпуск облигаций на внутреннем рынке, осуществление расходов на капиталовложения. Кабмин сможет предоставлять гарантии от привлечения иностранных кредитов исключительно под встречные гарантии уполномоченных правительством коммерческих банков-агентов. КМ должен будет провести в первом квартале целевое кредитование поставщиков энергоресурсов для коммунальных нужд. Защищенными (не подлежащими сокращению) объявляются расходы на оплату труда и погашение задолженности по ней, приобретение медикаментов, обеспечение продуктами, трансферты местным бюджетам, компенсации и социальные расходы гражданам. Бюджеты всех уровней обязаны направлять 75% поступлений на погашение задолженности по зарплатам, пенсиям, стипендиям и т.п.. Если кто-то попытается профинансировать из местных бюджетов органы государственной власти или правоохранительную деятельность — даже по решению совета — руководитель соответствующего финансового органа будет нести финансовую ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
А что самое грустное для исполнительной власти — этот закон является основанием для составления и утверждения местных бюджетов. То есть, если даже КМ упорно будет отстаивать в парламенте свои позиции относительно бюджета, весь бюджетный маховик раскрутится в государстве абсолютно параллельно — и не самым лучшим для правительства образом. А Бюджетный комитет сможет также неопределенное время настаивать на своем и не бояться, что экономика в это время будет находиться на ручном управлении. Разработанный комитетом проект имеет несравнимо большие шансы на быстрое утверждение, чем сам бюджет. Во-первых, процедура его принятия обычная, Кабинет Министров не будет принимать участия в его подготовке ко второму чтению и принятии. Во-вторых, даже его противники могут пойти на компромисс, ведь закон временный, а время не ждет.
Выпуск газеты №:
№245, (1998)Section
Панорама «Дня»