Константин СЫТНИК: «Наука в нашей стране находится на грани полного краха»
— Как вы оцениваете нынешнее положение науки в Украине?
— Наука в нашей стране находится на грани полного краха. Если в ближайшее время ничего не изменится к лучшему, не будет увеличена заработная плата, не поднимется в стране авторитет ученых — молодежь не пожелает идти в науку.
К нам в аспирантуру (Институт ботаники) еще приходят молодые и талантливые ребята. Во многих институтах, как и у нас, на одно место претендуют не менее трех человек. Но, к сожалению, молодое поколение не получит такого образования, которое мы могли предоставить еще десять лет назад. Нет денег на экспедиции, нет денег на приобретение необходимого оборудования и даже научной литературы.
Сегодня в большинстве научных институтов люди работают только потому, что преданы своему делу. Денег за свой труд они практически не получают. В Национальной академии задолженность по заработной плате за текущий год составляет четыре месяца. Не говоря уже о немалой сумме денег, которые должны были быть выплачены еще два — три года назад.
Но интересно, что за последние годы из Академии уехало за рубеж не более 1000 человек, а вот в другие структуры — банки, коммерческие предприятия — ушли около 3000 человек.
— Принесет ли принятый законопроект реальную пользу отечественной науке?
— На мой взгляд, этот законопроект отражает практически все проблемы отечественной науки. В нем четко очерчены полномочия правительства, Министерства науки, Совета министров Крыма и местных органов власти в госрегулировании и управлении наукой.
Впервые юридически разграничиваются понятия «ученый» и «научный работник». Научным работником признается только тот ученый, который постоянно работает в научно-исследовательском учреждении по основному месту работы.
Впервые в истории нашей страны закон дает четкое определение, что такое наука, какова ее роль в Украине и кто является субъектами научной и научно-технической деятельности.
Но, к сожалению, мы с вами живем в стране незаконопослушных людей. А любой закон может принести реальную пользу только в том случае, если он будет исполняться. Если же правительство и местные органы будут незаконопослушны, рассчитывать на то, что жизнь науки и ученых изменится к лучшему, не стоит.
— Достаточна ли сумма, предусмотренная законопроектом на финансирование науки?
— В развитых странах были проведены соответствующие исследования. Они показали: для того чтобы наука нормально существовала и развивалась, государству необходимо выделять на нее не менее 3% валового национального продукта.
А чтобы научный потенциал не был утрачен, не погиб — достаточно 1,7%.
Согласно законопроекту науке выделяется 1% от ВВП, который постепенно должен будет быть увеличен до 1,7%.
— Если необходимые средства все-таки будут выделены, сможет ли научный мир, учитывая бюрократическое засилье, с толком ими распорядиться?
— Даже если будут выделены 2% от ВВП — может ничего не изменится к лучшему. Я думаю, что необходимо изменить структуру Академии и управленческую структуру научных институтов, продумать новые формы распределения материальных ресурсов между институтами и Академией.
На мой взгляд, руководить научными кадрами должны не чиновники, а сами ученые. Но поскольку и среди деятелей науки есть «нечистые на руку люди», государство должно осуществлять строгий контроль за использованием денег.
— Как будет решен вопрос заработной платы и пенсий ученых?
— Согласно законопроекту, ученые, имеющие степень, то есть кандидаты и доктора наук, по выходу на пенсию будут ежемесячно получать 80% не только от средней годовой заработной платы, но и от всех остальных полученных ранее денежных вознаграждений. Меня это очень радует, поскольку долгое время из-за крайне низких пенсий мы были вынуждены сохранять рабочие места за пожилыми учеными и не могли приглашать на работу молодых специалистов. Теперь нашим пенсионерам будет немного легче. Кстати, в странах Европы ученые-пенсионеры получают от трех до шести тысяч долларов. И могут приходить на бывшее место работы в любое удобное для них время для того, чтобы продолжить свои исследования.
Законопроектом также установлено, что средний заработок ученого должен в два раза превышать среднюю заработную плату работника промышленного комплекса страны.
— Какие новые права предоставляет законопроект ученым?
— Теперь ученые имеют право выбирать объекты и цели научной деятельности. Свободно публиковать результаты своих исследований и участвовать в международных открытых конкурсах. Объединяться в группы для проведения научных работ.
Они так же имеют право распоряжаться результатами своей научной деятельности и могут передавать интеллектуальную собственность по наследству. Как и в минувшие годы, ученые имеют право на дополнительную жилую площадь.
— Какие разделы законопроекта вы считаете наиболее интересными?
— Я рад, что в соответствии с этим законопроектом эксклюзивное право присваивать научные звания и степени принадлежит государственным академиям наук нашей страны. На мой взгляд, в науке не должно быть дилетантов, людей недостойных высокого звания ученого. Я также рад, что законопроект дает четкое определение, что такое фундаментальные и прикладные науки.
— Необходимо ли, на ваш взгляд, отдать приоритет каким-то конкретным направлениям науки?
— Я считаю, что это недопустимо. Все фундаментальные науки в стране должны развиваться в равной степени. Кто-то должен разбираться в физике тяжелых металлов, а кто-то знать, сколько в Украине растет лишайников.
— Надо ли доплачивать ученым за степень?
— Это весьма спорный вопрос. Во времена Союза правительство понимало, что труд ученого должен высоко оплачиваться, и поэтому выбрало такой путь денежного вознаграждения. В европейских странах, кроме Испании, за звание деньги не платят. Но в развитых странах ученые получают очень высокие оклады.
Многие в нашей стране считают, что доплачивать за звание, тем более пожизненно, не стоит. Я думаю, этот вопрос еще будет обсуждаться.
В любом случае, все то, что мы называем техническим прогрессом, достигнуто трудом ученых. И государство не имеет права забывать об их роли в развитии общества.
Выпуск газеты №:
№212, (1998)Section
Панорама «Дня»