Полет страсти
Украинские цирковые артисты получили «золото» фестиваля в Монте-Карло![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19960202/416-8-1.jpg)
Наша газета одна из первых сообщила, что Олеся Шульга — бывшая спортсменка, Дмитрий Григоров — профессиональный воздушный гимнаст, а вместе они — команда, которая за номер «Полет страсти» получила «Золотого клоуна» — наивысшую награду наиболее престижного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло. Это во второй раз за историю Украины цирковой «Оскар» попал в руки наших артистов (первым был эквилибрист Анатолий Залевский). Награду победителям вручала принцесса Монако Стефания, а приветствовали их аплодисментами мировая элита, звезды Голливуда, представители королевских семей и другие почетные гости фестиваля (см. «День» № 6). Вернувшись на Родину, в Киеве, Олесю и Дмитрия встречали как триумфаторов. За их полет под куполом цирка на высоте 18 метров с набором акробатических трюков (без страховки!) Министерство культуры и туризма присвоило Олесе и Дмитрию звания заслуженных артистов Украины. О пути гимнастов к этой победе и о том, как изменит их жизнь «Золотой клоун», «Дню» рассказали воздушные гимнасты цирка «Кобзов» Олеся Шульга и Дмитрий Григоров.
— В какой момент вы почувствовали себя настоящими победителями?
Дмитрий Григоров: В нашу победу мы еще и до сих пор не верим. Ведь завоевать такую награду — это наивысшее признание, о котором только можно мечтать. «Золотой клоун» приравнивается к «Оскару» в кинематографе с той разницей, что «Оскаров» дают 18, а «Золотых клоунов» — одного или двух в год. Победы нам желало так много людей, что мы просто не представляли, как можем вернуться домой без какой-то статуэтки. Фестиваль продолжался четыре дня, но все 35 номеров не помещались в одну программу, поэтому участников разделили на программу «А» и «В». Мы выступали в части «А», и это даже для нас лучше — меньше волнений. На четвертый день, когда все участники уже выступили по два раза, состоялось финальное заседание жюри, а тем временем артистов пригласили на вечеринку — чтобы люди не очень сильно впадали в отчаяние, если вдруг ничего не выиграют... Где-то в первом часу ночи к нам пришли члены жюри вместе с принцессой Стефанией, и началось объявление призов от различных цирков мира, далее называют тех, кто получил «бронзу» (в этом году было пять «бронзовых клоунов»). Я подошел к Олесе, поздравил, мол, сейчас нам подарят «серебро». Потом объявили имена четырех серебряных призеров, закралась мысль — неужели нас оставили без внимания? Но когда нас назвали победителями, радости не было предела.
— Кто первый вас приветствовал?
Д.Г.: Наш руководитель Николай Кобзов, а потом нам звонили друзья и знакомые всю ночь. Особенность фестиваля в Монте-Карло состоит в том, что артист должен доказать, что он один выступает лучше, чем шесть дрессированных слонов или 16 тигров, или ты лучше, чем 25 воздушных акробатов. Нам удалось убедить жюри, что наш номер — полет на ремнях — самый лучший. За всю 30-летнюю историю фестиваля еще никто из воздушных гимнастов на ремнях не получал наград, даже бронзовых. Также тяжело было соревноваться с корейцами и китайцами в политическом плане. После первого дня просмотра программы, мы допустили, что их номера победят именно из-за политики. Но надежда на победу не исчезала, а я сказал, что зубами буду ее добиваться, в прямом смысле слова.
— Как вы себя чувствовали во время самого выступления?
Олеся Шульга: Волнение было настолько сильным, что не могла чувствовать свое тело и то, что ты делаешь, — настолько переполняли эмоции. Однако пытались как-то себя успокоить, донести до зрителя те чувства, которые мы демонстрировали в номере, но это было сложно. Для меня это ощущение знакомо, поскольку я бывшая спортсменка. но зная, что на тебя делает ставку вся страна, все это транслируется не по одному телеканалу, справиться с переживаниями было непросто. Даже чай с ромашкой пила с женой Дмитрия, которая была нашим ассистентом в номере.
Д.Г.: Я боролся со своим стрессом с помощью юмора, но понимал что волноваться нельзя, потому что у нас и так было много минусов. Это и новая площадка, и 18-метровая высота, на которой не всегда приходится работать. Для нас это очень важно, потому что влияет на амплитуду полета, обороты. Еще один минус — мягкий пол, хотя по традиции в манеже используют опилки. Поэтому пришлось бороться и с этим и забыть о волнении полностью.
— Кто еще получил «Золотого клоуна» на нынешнем фестивале?
Д. Г: Это была команда акробатов-корейцев. Но как впоследствии выяснилось, от российских членов жюри, это был политический ход и этим артистам должны были дать «серебро». К тому же, с таким номером они уже приезжали в Монте-Карло пять лет назад, хотя номер шикарный. Между прочим этот приз не поддерживается никакой финансовой наградой — артистам обеспечивают проживание, питание, платят гонорар за то, что нас покажут по телевидению. Но само участие в фестивале настолько престижно для артиста, что о гонорарах можно забыть. На тебя смотрят люди со всех уголков мира, и не просто люди, а мэтры циркового искусства. А затем идут хорошие и выгодные предложения. У нас тоже уже есть несколько вариантов, как раз обдумываем, какой из них принять.
— С чего начиналась подготовка к вашему номеру?
Д.Г.: Подготовка началась еще в начале моей карьеры, 18 лет назад. Мои наставники описывали невероятные трюки, которые выполнить было почти нереально, но к ним я тянулся. Также я всегда мечтал исполнить номер без лонжи (страховки), потому что жюри оценивает это очень высоко. Так среди членов жюри были корейцы и китайцы, а цирковые программы их артистов — это одни трюки. Когда же они увидели, что мы с Олесей работаем без страховки, сразу дали нам высокие баллы. Работа без страховки также лучше воспринимается зрителями, ведь они сопереживают вместе с нами, у них «бегают мурашки» по коже, а также это не ограничивает артистов в хореографии. Отбирая победителей, жюри учитывало несколько критериев: трюк, костюм, хореографию, общую композицию, музыку, внешний вид артистов и тому подобное. Наши критерии отвечали на все 100%.
О.Ш.: Мало кто знает, что Дима в 1996 году упал из-под купола Национального цирка — с 13-метровой высоты. Несколько лет пошло на восстановление формы. Как оказалось, недаром. Вместе мы работаем с 2003 года. В то время я выступала в цирке «Cirque du Soleil». Когда Дмитрий предложил поработать вместе, решила попробовать.
— В чем уникальность вашего выступления?
Д.Г.: Один из оригинальных трюков, который никто не исполняет, это «двойной зубник», когда я вишу на ремне и держусь за него зубами, а Олеся лежит горизонтально у меня на ногах, и все это исполняется в обороте, который увеличивает нагрузку. Если кто-то попробует скопировать наш номер, им удастся только на 70%, потому что у нас есть технические секреты, которые мы храним, как зеницу ока. Также мы рассчитываем на то, что будем неповторимыми и за счет эксклюзивной музыки и хореографии: нам помогала известный хореограф Дебби Браун, которая работала с Мадонной и многими звездами спорта, кино и шоу-бизнеса. А музыку для нас написал канадский композитор, который сотрудничал с «Cirque du Soleil».
О.Ш.: Для меня исполнить этот номер было не слишком сложно. Помогала спортивная подготовка, потому что профессиональному спорту я посвятила почти 16 лет. Но сначала было очень больно, потому что ремни упивались в руки и ноги, оставались кровоподтеки и шрамы, но все прошло.
— Какие у вас планы на ближайшее время?
Д.Г.: Первое, что я хочу сделать, — поехать в Луганск, где меня ждет сын с бабушкой, а потом все остальное.
О.Ш.: Я не против, чтобы вместо меня с Дмитрием в этом же номере поработала его жена (и моя сестра), она тоже артистка цирка, а я тем временем подумаю о собственных детях. Кстати, сестру на фестивале также не обделили — ей вручили приз «Золотая кнопка» за то, что ассистировала нам в номере. Хотя это и неофициальный приз, но все-таки приятно.
Выпуск газеты №:
№16, (1996)Section
Тайм-аут