Ошибана по-украински
В Симферополе проходит выставка мастера декоративно-прикладного искусства Ларисы БулыгинойШесть веков назад в Японии самураи научились «писать» картины лепестками. Это искусство получило название ошибана и постепенно распространилось по всему миру. На картинах украинского ландшафтного дизайнера, мастера декоративно-прикладного искусства Ларисы Булыгиной «живут» растения из Крыма, Карпат и Запорожья (родины дизайнера), большой творческой лабораторией для пани Ларисы стал ее сад на 40 соток, который позволяет изо дня в день наблюдать, как меняются растения. «Я профессиональный ландшафтный дизайнер: создаю сады, парки, наслаждаюсь этой красотой, а когда наступает осень, становится грустно. Мне захотелось сохранить красоту растений как можно дольше, но не в виде гербария, а в полноценном сюжете, который передает глубину природы», — рассказывает Лариса Булыгина.
Ошибана дизайнер занимается почти десять лет. В этом году она впервые вынесла на суд публики свое увлечение. Первая выставка прошла в Запорожье, вторая — в Алуштинском краеведческом музее, а третья открылась 8 ноября в Центральном музее Тавриды в Симферополе, где представлено 42 работы. «День» пообщался с пани Ларисой и узнал секреты сохранения хрупкой красоты природы.
— Изначально я художник-прикладник, со временем увлеклась ландшафтом. Одно и другое привело меня к ошибана, у нас это называется плоской флористикой. То, что можно написать кистью, я пишу лепестками. На работы есть спрос, их покупают. Есть и желающие научится этому искусству. Мне это очень приятно, я с удовольствием передаю знания и навыки: здесь важна не только тонкость работы, но и знание дендрологии — не все растения годятся для сушки, это нужно понимать и знать.
— Какие качества нужны человеку, который хочет заняться искусством ошибана?
— Важно уметь наблюдать: выйдя в лес, лужок, степь в мае, вы увидите одни растения, в середине лета — другие, а осень — просто сказочно богата! То, что мы называем бурьяном, становится красным, оранжевым, сиреневым, почти синим — и это все те растения, которые летом были неприглядными. В течение сезона можно каждый раз находить что-то новое. В своем саду я могу наблюдать растения весь вегетативный сезон: с одного куста или цветка за год беру абсолютно разные веточки и листики. Вот такой фокус. У одного растения есть листья, которые при засушке имеют черный, бархатный, благородный цвет. Вообще я стараюсь находить редкую цветовую гамму для растений. Кстати, все работы на выставке имеют натуральный цвет без грамма краски.
— Какие особенности существуют при заготовке материала для ошибана?
— Можно использовать практически все растения, которые содержат минимальное количество влаги. Хорошо подходит листва кустарников, деревьев, жесткие весенние цветы, например, морозник. А вот первоцветы, тюльпаны, крокусы не годятся. Растения я сушу в книгах, которые прокладываю промокашкой, либо газетной бумагой без полиграфии. Книги помещаю под пресс, килограммов на 20—25 — не должно быть доступа воздуха. Тогда красный, желтый, синий сохраняют краску на протяжении многих лет. У меня есть работы, которым более 9 лет, и они до сих пор яркие. Не рекомендуют сушить растения утюгом: любая паровая, тепловая обработка делает растения более хрупкими, могут появиться пятна. Для заготовленных материалов у меня есть целая комната.
Несколько недель я жила в Великоберезнянском районе в Закарпатье: от их лугов и подлеска я была в восторге! А в Крыму меня поражают степи: великолепные шалфеи, разнотравье. В Лисьей бухте, Рыбачьем мы исходили все бугорочки. А при подъеме на Ай-Петри, под соснами я собирала разнотравье. Луговой материал беру в Запорожье.
Марина Мальгина, заведующая отделом истории Центрального музея Тавриды, поделилась: «Сейчас ручная работа входит в моду, потому что люди почувствовали, что все больше и больше их окружают промышленные вещи, без которых невозможно обойтись, но которые не сделаешь своими руками. Этих предметов становится так много, что они теряют душу. Человек инстинктивно тянется к «ручному», хочет сам погрузиться в процесс творчества».
Выпуск газеты №:
№211, (2012)Section
Тайм-аут