Перейти к основному содержанию

Харьковчане зажгли свечи скорби и надежды

26 ноября, 18:40

День 24 ноября выдался в Харькове мрачным и холодным. Кажется, сама природа объединилась с людьми, печалясьпо невинными жертвами Голодомора. Были цветы, огоньки свечей, россыпи калины, зерна и хлеб, возложенные к мемориалам, на площадях и в местах массовых захоронений 30-х годов.

«Мой дедушка умер от голода в 1933 году, - вспоминает 63-летний харьковчанин Валерий Пересыпкин. - В том же году погибли и его двое сыновей. Выжила только одна дочь, моя мать. Так же во времена Голодомора умер дедушка и у моей жены - их семья жила в поселке Каменная Яруга, в Харьковской области. Уних было шестеро детей, из которых в живых остался только один. Они имели козу и считались зажиточными. Поэтому их «раскулачили», забрали козу и все съедобное ». Валерий Иванович пришел на панихиду к Кресту жертвам Голодомора в Молодежном парке вместе с дочерью Верджинией и 7-летней внучкой Алиной. Он гордится внучкой, которая занимается танцами и уже получила несколько наград на всеукраинских конкурсах. А еще радуется, что Алина общается на безупречном украинском.

У многих присутствующих на панихиде есть печальные истории их дедов и бабушек. От страшной трагедии искусственного голода исчезали целые культурные центры, истреблялись родословные. Исследователи уверяют: только в Харьковской области от Голодомора 32-33 годов погибли ориентировочно 800 тысяч человек. Сколько замечательных внуков не досчитывается сегодня каждая местная семья?

В унисон этим размышлениям председатель Харьковской "Свободы" Игорь Швайка отмечает перед обществом: «Миллионы украинцев не родились в Украине, они не стали инженерами, священниками, врачами, авиаторами». Он рассказывает, как его дедушку перевезли из Полтавщины на Донбасс и этим спасли от голода. В том году в его поселке две трети домов остались пустыми. И живые несут ответственность перед погибшими, уверен Игорь Александрович. «Сейчас, через 80 лет после трагедии, пришло время назвать имена заказчиков убийства и их потомков - это время не для плача, а для действий!» - призывает он присутствующих.

У массовой могилы по улице Академика Павлова собралось немного людей. Некоторые из харьковчан узнали об этом страшном месте недавно от общественных активистов, хотя часто ездят рядом. Здесь похоронены взрослые и дети, умершие от голода весной 1933 года. В день скорби печально играет лирник Назар Божинский, читает молитву священник, дети играют огоньками в стеклянных подсвечниках. Грусть превращается в надежду - жизнь продолжается, а вместе с ним живет и память, которая защищает наше будущее.

С наступлением сумерек на площади Свободы, возле памятника Кобзарю и за стеклами обычных домов зажигают свечи памяти. Диковатым диссонансом к печальному огненному кресту выглядит на площади Свободы ... новогодняя елка. В этом году харьковская власть опередила саму себя, начав монтировать главный праздничный аксессуар за полтора месяца до Нового года, именно в неделю национального траура.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков; фото автора

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать