Алексей БОГДАНОВИЧ: «Хочется играть контрастные неординарные роли, которые бы давали творческий импульс»
23 марта известный актер Национального театра имени И. Франко приглашает зрителей на свой юбилейДень своего рождения Алексей Владимирович встретит на сцене (сыграет роль Просперо в «Буре» по Шекспиру). Этот спектакль — одна из новинок в достаточно большом репертуаре актера. Как правило, на юбилей стараются выбрать что-то легенькое, а Богданович приглашает зрителей посмотреть пьесу, которую считают завещанием Шекспира, — трагикомедию с глубоким философском подтекстом. Как говорит актер, «все стараются удивить публику, чем могут, а я удивлю таким серьезным выбором, как «Буря». Хотя, по-видимому, уместнее было бы сыграть какой-то веселый персонаж — графа Альмавиву в «Свадьбе Фигаро» Бомарше, Петручче в «Укрощении строптивой» Шекспира, Подколесина в «Женитьбе» Гоголя или Преподобного Джонсона-и-Джонсона в «Гимне демократической молодежи» Жадана... Но меня привлекли последние слова из «Бури», словно написанные классиком о нашем сегодняшнем дне, что жизнь быстра, переменчива и причудлива. Об этом нужно помнить и трезво воспринимать. Эта пьеса — как итог жизни Шекспира. Я не претендую на лавры классика, но этот спектакль, в определенной мере, и мой итог, потому что 50 лет побуждают посмотреть на то, что уже сделано как в творчестве, так и жизни».
Сегодня голос Алексея Богдановича можно услышать и по радио (он соведущий популярной языковой программы «Слово»), снимается в кино, но любовью на всю жизнь считает франковскую сцену, на которой дебютировал еще в студенческие годы (с 1984 года работает в Театре им. И. Франко) и ныне является премьером труппы. Сыграл больше 80 ролей в театре и кино! Он лауреат Государственной премии имени Т. Шевченко и художественной премии имени А. Бучмы. Обладатель премий «Киевская пектораль» (за роль Чичикова в спектакле «Брат Чичиков» по Н. Гоголю и образ Ивана Карамазова в спектакле «Братья Карамазовы» по Ф. Достоевскому)... Занимался общественной работой (был председателем Киевского отделения Национального союза театральных деятелей Украины). А каким Алексей Владимирович видит себя в будущем — об этом наш разговор в канун юбилея.
— Время изменяется и молодой парень, каким я пришел в Театр имени И. Франко, уже стал мужчиной, и абсолютно логично, что перехожу из одной возрастной категории в другую, а в репертуаре появляются роли другого амплуа. Кто-то из коллег воспринимает болезненно, а для меня это абсолютно не болезненный процесс, — признается Алексей БОГДАНОВИЧ. — Мне интересно изменить свое амплуа, экспериментировать...
— Для каждого актера важно найти своего режиссера. У вас были интересные совместные театральные работы с разными постановщиками, как с Ириной Молостовой, Валентином Козьменко-Делинде, Кшиштофом Занусси, Сергеем Маслобойщиковым, Юрием Одиноким... но Сергея Данченко можно назвать вашим «крестным отцом» и режиссером, который первым в вас поверил, и лучшие свои роли вы сыграли именно в его спектаклях. Как вам вместе работалось?
— Действительно, Сергей Владимирович обратил на меня внимание еще, когда я учился на втором курсе Киевского театрального института им. Карпенко-Карого. Данченко посмотрел мой комедийный отрывок из водевиля «Предложение» Чехова и тогда заметил, что преподаватели меня считали героем-любовником, а он разглядел характерное амплуа и сказал: «Видите, он и такое умеет»! Когда я закончил вуз, он пригласил меня в труппу и заботился о моем творческом росте. Я всегда с теплотой и душевным трепетом вспоминаю Сергея Владимировича. Он вел меня и по жизни, и думал, что я смогу играть через год — два — три... Его волновала моя творческая судьба, и я все время был под его прицелом. Данченко — это человек огромного ума, таланта, знаний и работать с ним — огромная радость...
— А в кино «режиссером одной группы крови» стал для вас Олег Бийма?
— Да! Я только начинал свои первые шаги в кинематографе. И если в театре за руку меня вел Данченко, то в кино — это Бийма. Олег Иванович не обращал внимание на то, что я совсем не имел опыта съемок, по-актерски был несовершенный и поручал мне играть большие роли, к которым, может, я морально еще даже не дорос, но он пошел на этот шаг, и я очень благодарен, что он поверил в меня. Мы вместе сделали пять лент (в частности, в «Голубой розе», «Острове любви», «Преступлении со многими неизвестными» — за этот фильм в 1996 году А.Богданович получил Шевченковскую премию — Т.П.). К сожалению, ныне наш творческий тандем в простое, но Олег Иванович — творческая личность и я слышал, что он собирается снимать картину о Тарасе Шевченко, и тешу себя надеждой, что Бийма вспомнит обо мне, и мы еще не раз встретимся на съемочной площадке.
— Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать актер, чтобы добиться успеха?
— Секрет успеха актера — 90 процентов труда, 5 % — таланта и 5% — улыбки фортуны. Стремлюсь делать на сцене то, чего еще не делал раньше, ломать стереотипы восприятия меня как героя-любовника или социального героя, короля или графа... Хочется играть контрастные неординарные роли, которые бы давали творческий импульс и новый материал для роста. А, чтобы нравиться публике, нужно заложить колоссальную энергию. Зрители любит не за «красивые глаза», а за дело, и требуют, чтобы ты был правдивым в каждой роли.
— Актер — зависимая профессия. Можно долго мечтать о роли, а постановщик вас в ней не видит. Вы не думали заняться режиссурой или преподавательской деятельностью?
— Коллеги меня к педагогике подталкивают. Еще мой преподаватель Леонид Олийнык предлагал (когда мне было 30 лет), но тогда было много работы в театре и кино, да я еще был немного легкомысленным, на многое смотрел сквозь розовые очки. Ныне консультирую в Киевский детской академии искусств, предлагают преподавать, но пока еще не чувствую себя готовым, потому что много работы в театре, на радио, а быть «посаженным генералом» не хочу. К педагогической деятельности я еще не созрел и это еще в будущем.
— Ваш дебют у франковцев состоялся в роли Володи в «Трибунале» по Макайонку, а одна из последних работ Джонсон-и-Джонсон в «Гимне демократической молодежи» по Жадану — произведения современной драматургии. А что вам больше нравится играть: классические или современные образы?
— Однозначно классику! Сегодня не так много произведений современных авторов, которые было бы интересно играть. А классика дает возможность наполнять образы различными красками, потому что есть сюжет, действие, интересные герои. Сейчас время не романтическое и в нашей жизни много негатива, черно-серой окраски, а в пьесе-однодневке нет большого желания играть. Поэтому моя следующая театральная работа будет из классики — «Живой труп» Л. Толстого.
— Была эра Данченко, период Ступки, а теперь франковцы находятся в новом времени. Каким вы видите Театр им. И. Франко в будущем?
— Трудно прогнозировать. Действительно, были знаковые этапы в нашем театре: и Сергей Данченко и Богдан Ступка вписали яркие страницы в историю франковцев и украинского театра. От человека, который возглавляет театр, многое зависит, потому что это стратегическое направление творческого коллектива. Болезненно наш коллектив перенес смерть Сергея Владимировича, а в прошлом году и Богдана Сильвестровича... Сегодня новый художественный руководитель нашего коллектива Станислав Моисеев не нарушил принципы, которые исповедовали Данченко и Ступка. Он человек со вкусом, интеллигентный и как режиссер — творческая личность. Моисеев еще мало работает с франковцами, но свое слово еще скажет! Хорошо, что он не начал ломать то, что построили его предшественники, а изучает ситуацию и сейчас дает возможность нашему театральному автомобилю ехать вперед. Я считаю, что Театр им. И. Франко был и остается главной сценой нашей страны! Может изменяться афиша, но очень важно, что публика любит наш театр, и я горжусь тем, что уже почти три десятилетия работаю в труппе франковцев.
Выпуск газеты №:
№50, (2013)Section
Культура