Перейти к основному содержанию

Трехмерная поэзия, денежная проза

В «Мистецькому Арсеналі» открылась выставка «100 шедевров мировой скульптуры»
15 апреля, 18:23
СТОИМОСТЬ БРОНЗОВЫХ ТАНЦОВЩИЦ ЭДГАРА ДЕГА НА МИРОВОМ РЫНКЕ КОЛЕБЛЕТСЯ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИРАЖА И РАЗМЕРА, ОТ 40 ДО 600 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ. В КОЛЛЕКЦИИ ВОРОНОВА — 74 БРОНЗОВЫЕ СКУЛЬПТУРЫ ДЕГА

Давний друг «Мистецького Арсеналу», известный киевский коллекционер Игорь Воронов устроил настоящий праздник для киевлян, выставив свою коллекцию скульптуры (по справедливости, эта коллекция и раньше питала Скульптурные салоны на Лаврской, 10-12).

100 работ, 20 художников, список имен, достойный энциклопедии: Огюст Роден, Аристид Майоль, Амедео Модильяни, Генри Мур, Ганс Арп, Александр Архипенко, Константин Бранкузи, Рембрандт Бугатти, Поль Гоген, Сальвадор Дали, Эдгар Дега, Альберто Джакометти, Диего Джакометти, Хана Орлова, Пабло Пикассо, Огюст Ренуар, Осип Цадкин, Жак Липшиц.

ФОТОРЕПОРТАЖ

У них разные биографии, разный вклад в искусство, но за самую маленькую статуэтку каждого из них коллекционеры и аукционисты готовы выложить любые деньги. Двое из двадцати — Александр Архипенко и Хана Орлова — связаны с Украиной. Киевлянин Архипенко, как известно, в 19 лет выехал сначала в Москву, потом в Париж и наконец осел в США, где и прославился. Хана Орлова родилась в Староконстантинове Волынской губернии, а получила признание уже во Франции как один из самых ярких представителей Парижской школы.

«100 шедевров» — это краткий экскурс в современную историю искусств. Практически все участники были новаторами, первопроходцами, начиная с собственно Родена, который освободил скульптуру от диктата постамента, а также придал ей невиданную до того времени пластическую свободу. Современники его не понимали, признание пришло уже на склоне жизни, а большинство скульптур стали иконическими визуальными образами. На выставке они есть — в частности, узнаваемые даже школьниками «Мыслитель», «Поцелуй» (едва ли не лучшее воплощение чувственности в искусстве) и «Собор» — две ладони, сложенные аркой. Что же касается «Мыслителя», то лучше всего о нем сказал сам автор: «Мой «Мыслитель» думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждой мышцей своих рук, спины и ног, с сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног».

Роден проложил путь очень многим, хотя прямых учеников у него не было. Преинтересная часть выставки — произведения тех, кого преимущественно знают как живописцев. Оказывается, почти все знаменитые импрессионисты оставили после себя скульптурное наследие. Например, есть стилизации Поля Гогена под языческих идолов — «Стела Христа», «Луна и земля». Амедео Модильяни представлен женской головой с узким лицом, похожим на лица женщин, которых он рисовал. Эдгар Дега не считал серьезным занятия скульптурой, и его многочисленные статуэтки коней и танцовщиц выглядят, словно объемные шкици к картинам с теми таки конями и балеринами, хотя и не проигрывают последним в выразительности. От Пьера-Огюста Ренуара — вполне реалистичные «Голова ребенка» и «Девушка с драпировкой», от Пикасо — позолоченные плоские мелочи и кубистический бюст. Заметно, что «чистые» скульпторы — почитатель народного творчества румын Константин Бранкузи, одержимый античностью Аристид Майоль, дадаистский хулиган Ганс Арп, сюрреалист Альберто Джакометти, наш Архипенко, и, конечно, великий британец Генри Мур — явно выигрывают у перечисленных гениев живописи, потому что мыслят пространственно. Именно этот пространственный склад сознания позволил тому же Муру создать работы, достойные самого Родена.

Львиная доля экспонатов — из бронзы. Вопрос оригинальности таких произведений всегда является несколько амбивалентным: ведь это обычно не те артефакты, которых касался сам автор, а недавние копии, отлитые по авторским формам и засвидетельствованные правособственниками как скульптуры Родена, Гогена или Майоля. А впрочем, кинофильм, даже напечатанный тысячами копий, не перестает быть оригинальным творением конкретного режиссера. Так что это именно Роден и именно Майоль.

Тем не менее, радует, что среди «100 шедевров» есть немало каменных, а следовательно, существующих только в одном экземпляре работ. «Девушка» Родена, «Лежащая в мраморе» Майоля, женские головы («Принцесса Икс», «Мадемуазель Поганьи I», «Мадемуазель Поганьи ІІ») и поражающий «Дельфин» Константина Бранкузи, «Абстракция» Жака Липшица, «Розовый торс» Жана Арпа, «Вертикальный камень» Генри Мура, наконец, «Женская лежащая фигура», «Плоский торс» и «Торс в пространстве» Архипенко делают выставку, безусловно, выдающейся, а коллекцию Воронова — бесценной.

В завершение следует добавить, что вернисаж еще и меценатский проект. Игорь Воронов предоставил свое собрание для поддержки строительства комплекса: средства от продажи билетов должны помочь «Мистецькому Арсеналу», который, как и все культурные институты, подчиненные государству, имеет хронические проблемы с финансированием.

«100 шедевров мировой скульптуры» можно будет увидеть до 12 мая.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Александр СОЛОВЬЕВ, искусствовед, заместитель генерального директора НКХМК «Мистецький Арсенал»:

— У этой выставки две задачи. Первая — показать уникальную коллекцию, которую собрал Игорь Воронов. Это уникальные скульптуры XIX века, авангардная скульптурная пластика. Для нас было важно представить их не так, как раньше это делалось: рассредоточено на разных скульптурных салонах, а как целостное явление. Собственно, это дало нам возможность продумать экспозиционные маршруты, создать целостные разделы. Всего здесь — 18 имен. Разумеется, это — только часть коллекции Игоря Воронова. Но она заняла огромное пространство в МА. И вторая задача проекта «100 шедевров мировой скульптуры» — он задумывался больше как социальный проект, повод для привлечения дополнительного внимания к «Мистецькому Арсеналу», что нам нужно объединиться, чтобы мы могли в будущем еще не раз видеть такие коллекции.

Игорь ВОРОНОВ, коллекционер, меценат:

— Культура меценацтва в Украине на том же уровне, что и 20 лет назад. Музеи обращаются к коллекционерам, если у людей есть возможность — они помогают. Закон о меценатстве у нас не принят до сих пор, потому и уровень тот же, примитивный. Я был приятно удивлен этой выставкой. Я не принимал участия в ее организации, а потому не знал, что она будет состоять только из моих экспонатов. А во-вторых, мне очень понравилось, как эти работы играют в пространстве.

Наталья ЗАБОЛОТНАЯ, генеральный директор НКХМК «Мистецький Арсенал»:

— У нас чрезвычайно мало коллекционеров, которые готовы сотрудничать в таком формате. Государство должно работать над тем, чтобы этим людям было комфортно. Должен быть закон о меценатстве, закон о ввозе-вывозе произведений искусства. В Украине по сей день произведения искусства приравниваются к товару и облагаются НДС. И, соответственно, при ввозе и вывозе произведений искусства нужно заплатить таможенные сборы. А это фактически 50% стоимости. А еще у нас облагаются налогами «подарки» музеям: если кто-то из нашей диаспоры и хотел бы подарить какому-то из музеев экспонат, то отказывается от этого, когда узнает, что должен оплатить перевоз а также налог на дарственную, да еще и музей должен оплатить налоги за подарок. За последние 25 лет государство не производило закупки экспонатов современного искусства для государственных музеев. А коллекционеры покупают. У того же Игоря Воронова — самая большая в Украине коллекция современного украинского искусства. И он, собственно — не единственный ли коллекционер грандиозного масштаба и уровня скульптурной пластики в Восточной Европе. И, собственно, наш нынешний проект «100 шедевров мировой скульптуры» направлен на то, чтобы возбудить сознание и социальную активность гражданства. Не нужно на кого-то надеяться, а нужно самим творить культуру здесь и сейчас: делать взносы, покупать билеты в музеи, вступать в клубы друзей выставочных центров. МА — это один из важнейших центров безопасности государства. Ведь культурное государство — безопасное государство.

Алла ДУБРОВЫК, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать