Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Остров, где встречаются континенты

Как культурное наследие Древней Эллады проявляется в жизни современных киприотов
24 апреля, 17:18
МЕЧЕТЬ СЕЛИМЕ В ЧЕСТЬ СЫНА РОКСОЛАНЫ СЕЛИМА ІІ, А КОГДА-ТО СОФИЙСКИЙ СОБОР, НАХОДИТСЯ УЖЕ В ОККУПИРОВАННОЙ ЧАСТИ НИКОСИИ

В последние годы название «Кипр» было едва ли не самым часто повторяемым в Украине, если речь заходила о деньгах. Кипрские оффшоры — это практически все, что известно рядовому украинцу о небольшой островной стране в Средиземноморье. Так что же такое Кипр?

Для того, чтобы углубиться в мировоззрение киприотов, не хватит быстрого обзора страны длительностью в семь дней. Хотя за это время можно несколько раз полностью пересечь ее с запада на восток и с севера на юг. Ведь Кипр — это всего девять тысяч квадратных километров — меньше, чем площадь одной украинской области.

Впрочем, пусть размеры не вводят вас в заблуждение. Здесь каждый сантиметр земли наполнен историей, здесь воспоминание переплетается с мифом, параллельные реальности возникают друг из друга. Кипр — разный, каждый раз другой и, по крайней мере, на первый взгляд, невероятно органичный.

Фоторепортаж

Чтобы приблизиться к пониманию этой страны, нужно проследить ее развитие со времен эллинистических. Города-государства древнего Кипра — это продукт древнегреческого мира. Они были частью государства Александра Македонского, позже — Римской империи. На территории острова разворачивались драматичные битвы Греко-персидских войн (на набережной города Ларнака до сих пор стоит памятник полководцу Кимону с надписью: «Умирая победил»). Именно Кипр, а точнее древний Китион, дал миру известного древнегреческого философа, основателя школы стоиков Зенона.

К древней Элладе на Кипре можно прикоснуться. Остатки городов-государств тех времен сохраняются в виде археологических парков, в частности, в Пафосе, недалеко от Ларнаки (руины древнего Китиона) и Лимассола (руины древнего Куриона). Это — популярные места среди туристов. Не менее популярным на Кипре является все, что связано с древнегреческой богиней Афродитой. Отголосок культа богини, существовавший на острове две тысячи лет тому назад, ощутим и сегодня. Нередко в бухте, куда, по легенде, приплыла Афродита в раковине, — настоящее паломничество.

Кроме Кипра эллинистического, существует Кипр византийский, православный, Кипр венецианский. Позже, на протяжении трех веков, остров входил в состав Турецкой империи. А последними владели им британцы. Они оставили после себя левостороннее движение и две военных базы, которые до сих пор сохраняют за собой 3 процента территории острова.

О Кипре говорят, что здесь встречаются Азия, Африка и Европа. Впрочем, сегодня это страна в большей степени европейская. Вы почувствуете это сразу, как только покинете пределы аэропорта. Первое, что вас удивит, — это качественные дороги. Второе — чистые обочины. Говорят, что опрятная, хорошо упорядоченная территория — это, в частности, следствие вступления Кипра в 2004 году в Европейский Союз. Впрочем, чего нельзя отнести на счет ЕС, так это хорошо сохраненную экосистему острова: на Кипре практически все пляжи отмечены голубыми флажками — символом наивысшего уровня экологической чистоты.

При первом — пусть поверхностном — знакомстве поражает трепетное отношение киприотов к собственной работе, к культурным достопримечательностям, их органичное сосуществование с природой. Здесь понимают и принимают Другого. Поэтому наряду с православными святынями сохраняются и функционируют мусульманские, невзирая на то, что часть острова с 1974 года оккупирована турецкими войсками, а демаркационная линия между Кипром и его оккупированной частью (Турецкая Республика Северного Кипра не признана никем, кроме самой Турции) проходит по историческому сердцу столицы — Никосии.

Характер Кипра как государства и киприотов в частности лично для меня лучше всего раскрывается в двух историях — одна из них связана с отношением к культурным ценностям, другая же — к своему обществу и его прошлому.

ДОМ ДЛЯ СВЯТЫНИ

Если вы приедете в Никосию, обязательно посетите Музей византийского искусства, расположенный на территории архиепископии Кипра. В этом музее представлено развитие местной иконописи на протяжении почти десяти веков. При этом иконы не только раскрывают сакральные темы — они по-своему помогают почувствовать эпоху. Это — духовное сердце Кипра византийского.

Но этот музей хранит немало икон и уникальных мозаик потому, что в один момент они оказались... бездомными. Более того, сама идея создать подобный культурный центр возникла из необходимости обеспечить новый дом святыням и сделать их доступными для общественности. Как так случилось, что иконы и мозаики остались без крыши над головой?

В 1960-е годы из икон, находившихся в храмах острова (к слову, на Кипре десять храмов входят в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО), была сформирована экспозиция, которая отправилась в турне по выставочным залам мира. Пока длилось турне, на острове случились события 1974 года — и часть страны была оккупирована турецкими войсками. Более двухсот икон попали в экспозицию из храмов, расположенных на оккупированной части Кипра, а соответственно вернуть их «домой» после завершения турне уже не было возможности. Определенное время они находились в запасниках архиепископии, пока не нашли свой новый дом в Музее византийского искусства.

Что касается мозаик, то их история не менее драматична. Эти мозаичные изображения V века не без основания считают шедеврами. Их уникальность заключается в том, что они были созданы еще до периода иконоборчества, следовательно, до установления иконописного канона. Поэтому в изображениях святых на этих мозаиках еще нет символизма, схематизма — это портреты абсолютно реальных людей, которые, невзирая на то, что используется достаточно грубый материал для передачи образов, имеют собственные черты.

Эти мозаики «родом» из монастыря в селе Лисранкоми, расположенном на оккупированной части Кипра. Во время оккупации, после того как греки-киприоты покинули село, сюда наведались контрабандисты из Турции. Они «сняли» со стен мозаики, хранившиеся в храме с V века, и вывезли с острова. Кипрским дипломатам удалось отследить, на каких именно аукционах похищенные художественные ценности были выставлены на продажу. На них был наложен арест. По решению суда, мозаики вернули на Кипр, но не в село Лисранкоми. С помощью специальных техник их перенесли на стены Музея византийского искусства.

НА 250 ЖИТЕЛЕЙ ПЯТЬ ХРАМОВ И МУЗЕЙ

Побывать в кипрском селе — это уникальный опыт для украинца. Представьте, что вы поднимаетесь горными дорогами — такими ровными, что, кажется, едете по магистрали, а с обеих сторон — многоэтажные дома, ухоженные сады и виноградники. Так выглядят кипрские села. Местным жителям не нужно переезжать в столицу или большие города, потому что только там есть шанс на развитие и благосостояние. В своих селах, получив европейское образование, они открывают частные производства сыра, вина, сладостей. Одним словом, село здесь — живет. И это едва ли не самый весомый показатель благосостояния и развития страны в целом.

Ярким примером в этом смысле является село Васа. Здесь всего 250 жителей и... пять храмов, а также современно оборудованный музей образования и сельской культуры. Созданный на средства Кипрской организации учителей, он помогает местным детям на практике понять, как учились их дедушки и бабушки. Символично, что музей создан в том же помещении, где когда-то находилась школа для девочек. Президент села Антри Иоанну самостоятельно проводит экскурсии для посетителей (для пенсионеров, школьников и студентов вход — бесплатный, для остальных — 1 евро), поскольку на отдельного экскурсовода нет средств. Впрочем, рассказывает она о своем селе вдохновенно. А в оформлении экспозиции вы не увидите и намека на то, что это сельский музей — все современно, гармонично, со вкусом. На стенах — фотографии жителей села, учившихся в мужской или женской школах. Отдельные стенды посвящены людям, которыми село гордится. Например, именно здесь родились первые музыканты, преподававшие на острове церковное пение.

Отдельная музейная комната превращена в класс. Сюда время от времени приводят современных учеников и проводят урок так, как он проходил когда-то. Президент села убеждена, что это способствует установлению особой связи между поколениями. Кстати, современные поколения киприотов часто едут получать высшее образование в Европу. Это привычная практика даже для выходцев из села. Примечательно, что когда в 1992 году в Никосии был основан Кипрский университет, преподавать сюда приехали киприоты, получившие образование и работавшие на кафедрах западных вузов.

КОЕ-ЧТО ОБ УКРАИНЦАХ

Чего, по-видимому, не ожидают украинцы — это встретить на Кипре следы собственных соотечественников, если не говорить, конечно, о зарегистрированных там украинских компаниях. А зря. С именем киевлянина Василия Григоровича-Барского связывают наиболее детальные сведения о Кипре XVIII века. В храме святого Николая под крышей есть фреска, на которой этому киевскому пилигриму было дано право оставить свою надпись. Экскурсоводы говорят: это большая честь.

Василий Григорович-Барский приезжал на Кипр дважды. Второй его приезд оказался длительным по причине начавшейся эпидемии чумы. Находясь на Кипре, он был преподавателем церковного училища в Никосии и совмещал преподавательскую работу с паломничеством. Во время своих паломнических путешествий Василий Григорович-Барский много записывал и зарисовывал. Его труд попал к исследователям-киприотам лишь в 1956 году. Сегодня он считается важным историографическим свидетельством о Кипре XVIII века.

Поездка корреспондента «Дня» на Кипр состоялась при содействии киевского представительства Кипрской организации по туризму (Сyprus Tourism Organization).

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать