Чародей танца
В Виннице издана богато иллюстрированная книга «Павло Вірський (життєвий і творчий шлях)»![](/sites/default/files/main/articles/16052013/15virsk.jpg)
Составителями выступили Ю. Вернигор и Е. Досенко. Монография вышла в издательстве «Нова книга». Павла Павловича критика называла «чародеем танца». Вирский (1905—1975 гг.) был реформатором украинского сценического танца, оставил хорошее наследие — высокопрофессиональный ансамбль, который сейчас продолжает заложенные мастером традиции и носит ныне его имя.
Книга получилась живая и увлекательная. Это сборник материалов и воспоминаний об известном танцовщике и хореографе: биография мастера, рассказ о создании и формировании основанного им уникального ансамбля украинского танца, воспоминания современников Вирского, маршруты гастролей и библиография. Очень интересны воспоминания известного дирижера и скрипача Романа Кофмана, который на протяжении 1966—1978 годов работал в нынешнем Национальном заслуженном академическом ансамбле танца Украины им. П.П. Вирского концертмейстером оркестра и вторым дирижером. Заметки Романа Исааковича об общении с Павлом Павловичем рассказывают об атмосфере тех лет. В конце книги представлен поразительный перечень стран и городов мира, в которых гастролировал ансамбль Вирского. Если подсчитать только города, где выступал прославленный коллектив, получится список из 160 названий!
Павел Вирский интерпретировал украинский фольклор и на его основе создавал массовые яркие хореографические полотна и проницательные лирические, героические или юмористические танцевальные миниатюры. Даже такие, казалось бы, однодневки, как «Моряк флотилии «Советская Украина», «Кукуруза», «Мы помним» или «Бухенвальдский набат» — оставались, безусловно, украинскими по музыке, хореографической лексике и мировозрению. И по сей день не сходят со сцены его искрометный «Повзунець», лубочные «Куклы», щемящие «Чумацкие радости», «Одна пара сапог на восемь ног» и др. А «Гопак» в постановке П. Вирского стал визитной карточкой ансамбля, ни один концерт не проходит без этого танца и всегда вызывает бурные овации публики не только в Украине, но и за рубежом.
Своими воспоминаниями о мастере поделились Е. Досенко, В. Литвиненко, В. Дебелый, А. Авдиевский, М. Вантух и другие. Заинтересует читателей и раздел «Досуг. Встречи», состоящий преимущественно из иллюстраций, где зафиксированы разные страницы из жизни и творчества П. Вирского, его соратников, фотографии артистов. Вирский воспитал целую плеяду исполнителей и учеников-последователей, для которых украинский танец тоже стал делом жизни. Словно сама по себе возникла при ансамбле студия, которая сегодня стала, благодаря талантливому последователю Вирского — Мирославу Вантуху — Академией украинского танца.
Павел Павлович стал первым украинским балетмейстером, художественные открытия которого стоят рядом с новаторскими достижениями мировой хореографии. Было время, когда его обвиняли в «уничтожении фольклора». Потом критика стала отмечать этнографичность репертуара ансамбля. Но все подчеркивали, что П. Вирский дал народной хореографии то, что имел сам, — классическую школу. Его фантазийный ум и балетмейстерский талант смогли естественно соединить, казалось бы, несовместимые хореографические течения и направления, и создать новый жанр — народно-сценическую хореографию. Павлу Вирскому достаточно было пластичной фразы, или интонации, или лишь нескольких характерных движений, чтобы создать целое хореографическое полотно.
Проходят десятилетия, меняются поколения танцовщиков, но созданный и заряженный энергией Павла Павловича Вирского ансамбль продолжает жить и высоко нести славу украинского искусства по миру.
Выпуск газеты №:
№82, (2013)Section
Культура