Канны-66: радикальные решения и негодование святош
«Золотую пальмовую ветвь» кинофестиваля и приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ) получил фильм Абделатифа Кешиша «Жизнь Адели. Часть 1 и 2»![](/sites/default/files/main/articles/28052013/11kanni.jpg)
Кешиш — французский актер и режиссер тунисского происхождения. В шестилетнем возрасте вместе с родителями эмигрировал во Францию. Вырос в Ницце. В 1978 осуществил первую театральную постановку. В 2000 дебютировал в кинорежиссуре с драмой «Во всем виноват Вольтер». Практически сразу завоевал признание у фестивальной аудитории. Неоднократный лауреат премии Европейской киноакадемии «Сезар».
«Жизнь Адели», которая выйдет в международном прокате под названием «Синий — самый теплый цвет», необычна во многих отношениях. Снята она по мотивам комикса, что для авторского кино — явное исключение. Во-вторых, по фабуле это любовная история, разворачивающаяся между двумя девушками, с обилием откровенных сцен. Многие издания сразу же бросились давать однотипно сенсационные заголовки: «Победу в Каннах одержала лента об однополой любви», гомофобы исходят раздраженными комментариями. Впрочем, эротический флер — лишь на поверхности.
Сам режиссер отметил, что хочет посвятить награду и сам фильм «тем прекрасным молодым людям из Франции, которых я встретил во время съемок картины... Они научили меня надежде на свободу и умению жить вместе. А также — другим молодым людям, которые не так давно пережили революцию в Тунисе, с пожеланиями свободно жить, свободно выражать себя, свободно любить».
Упоминания тунисской революции и свободы «жить, выражать себя, любить» в одной фразе выдающегося кинематографиста не случайны. Фестивальная пресса отмечает, что «Синий — самый теплый цвет» в первую очередь — тончайшая, глубокая драма о взрослении и поиске молодыми людьми своего пути, с равно потрясающими режиссурой и актерскими работами; кстати, поэтому не только режиссеру, но и молодым актрисам Адель Экзаркопулос и Леа Сейду были вручены специальные дипломы. Все это — конечно же, не о сексе. Речь о более серьезных и одновременно актуальных вещах.
И здесь нельзя не сказать несколько слов о ситуации в Украине. Антизападная истерия нагнетается у нас давно и показательно объединяет ультранационалистов из «Свободы» с их непримиримыми оппонентами наподобие депутата-регионала Колесниченко. События вокруг субботнего гей-прайда в Киеве проявили физиономию сих ревнителей морали во всей, что называется, красе: все желающие могут посмотреть видео в Интернете, переполненное злобными, потерявшими человеческий облик статистами. Постоянное заклинание фанатиков «русского мира» и «України для українців» — не надо нам в эту Европу, где только об «извращенцах» и заботятся — типичный образчик передергивания и невежества, свойственных данной публике. В фильме Кешиша они увидят только двух лесбиянок, в Европе — только ЛГБТ-демонстрации и ничего более. Нашим доморощенным тартюфам невдомек, что свобода — это когда сильные защищают слабых и уязвимых, а общество гордится не своей национальной монолитностью, а своим многообразием, в котором находится и место для многотысячных демонстраций сторонников патриархального брака в Париже. Многообразие не нужно тартюфам в Украине по определению: ведь стриженным под одну гребенку, стерилизованным обществом очень удобно управлять; в таком унылом социальном ландшафте гораздо легче наслаждаться безраздельной властью. Именно власть и личное процветание, а не фантастическая «гомодиктатура» тревожат наших моралистов. А то, что именно благодаря свободе и многообразию европейские режиссеры снимают изумительные фильмы, а европейские зрители имеют неизмеримо более высокие, чем в Украине, стандарты проживания, моралистов не интересует. Обойдемся. Сталин довольно ухмыляется в гробу.
Возвращаясь к фестивалю — решение по «Жизни Адели» — тот нечастый случай, когда предпочтения критиков и жюри совпали, что особенно приятно с учетом опасений относительно объективности решений Стивена Спилберга, возглавлявшего основное жюри. Создатель «Парка юрского периода» и его коллеги по фестивальному ареопагу проявили отменный вкус не только в присуждении «Золотой ветви». Гран-при — второй по значению приз — получили братья Коэны за музыкальную трагикомедию «Внутри Льюина Дэвиса» (США) — полную юмора, меланхолии и завораживающих фолк-баллад. Лучшим режиссером признан самый молодой участник конкурса — мексиканец Амат Эскаланте, автор социальной драмы «Эли» — вероятно, самого жестокого, но в то же время и очень красиво снятого конкурсного фильма.
Лучшим сценаристом назван Цзя Чжанкэ (Китай). Его «Печать греха» является мини-эпосом из четырех частей, чьи герои — маргиналы в силу собственного выбора или жизненных обстоятельств — находятся в открытом конфликте с реальностью китайского «коммунистического капитализма».
Актерские призы в большей степени выглядят результатами компромиссов. Приз за лучшую мужскую роль отошел 76-летнему американскому актеру Брюсу Дерну, который ранее снимался преимущественно в низкопробных фильмах категории «В». На склоне лет он получил свою самую главную роль в черно-белом роуд-муви «Небраска» Александра Пэйна. Герой Дерна, уверенный, что выиграл в некой (крайне подозрительной) лотерее миллион долларов, отправляется на перекладных в сопровождении семьи через полстраны за мифическим выигрышем. Исследование американской жизни у режиссера получилось посредственное, но Дерн, по общему мнению, действительно на высоте.
Французская актриса Беренис Бежо, номинированная в прошлом году на «Оскар» как лучшая актриса, получила каннский приз в аналогичной категории за роль женщины, которая не может выбрать между двумя возлюбленными — иранцем и арабом — в семейной драме старательного, но невыдающегося иранского кинематографиста Асгара Фархади «Прошлое».
Остается надеяться, что мы увидим перечисленные фильмы уже в этом году.
Выпуск газеты №:
№89, (2013)Section
Тайм-аут