Первая частная галерея в Киеве отметила 25-летний юбилей
«Триптих»: несентиментальное путешествие в прошлое и будущее
Праздник прошел с размахом, и даже предусмотрительно был вынесен виновниками торжества за пределы столь знакомого киевским художникам и посетителям «Триптиха» уютного помещения галереи на Андреевском спуске. На сей раз гостей принимал Центр искусств «Шоколадный домик». Но и в его просторных залах оказалось настолько много желающих поздравить юбиляров, что сложно было пробиться к выставленным работам. Оно и понятно, за четверть века друзьями «Триптиха» стали сотни людей: кого-то галерея открыла как художника, кто-то почувствовал вкус к коллекционированию произведений искусства, поверив доброжелательным, профессиональным советам его сотрудников, многие не представляют себе прогулки по Андреевскому, чтобы не заскочить в «Триптих» на чашечку кофе, полистать свежие каталоги, узнать новости о прошедших пленерах, международных вернисажах.
Однако обо всем по порядку. На днях рождения ведь принято вспоминать всех причастных к этому событию людей?.. Метафорически говоря, начну с родителей.
1988-й год... Все, кто тогда уже пребывал в сознательном возрасте, помнят, что это было за время. Сладкий запах свободы, а еще «перестройки и гласности»! И одновременно — мучительные поиски себя. Попытки адаптироваться в незнакомой, но такой манящей действительности. Пятеро талантливых художников (Александр Миловзоров, Владимир Исупов, Наталья Пикуш, Нелли Исупова и Нина Лапчик) были не исключением. Только, наверное, более рисковыми, чем их коллеги. Они поддержали почти фантастическую идею своего лидера Александра Миловзорова, и в Киеве родилась первая частная галерея «Триптих». Поначалу в их затею мало кто верил, но через 10 лет (!) существования Фонд «Відродження» поддержал один из проектов, и жизнь стала налаживаться...
А через год в галерее появился новый директор — сегодня известная всем художникам и галеристам Киева, инициативная и обладающая несомненным чутьем на неординарные личности Татьяна Савченко. Когда-то в интервью она сказала мне, что «Триптих», без преувеличения, — дело ее жизни. И действительно: Татьяне удалось узконаправленную галерею декоративно-прикладного искусства постепенно переориентировать на экспонирование современной живописи, скульптуры, графики, фотографии. Причем без видимого труда. Правда, ушло на это десять с лишним лет... Ко всему прочему, «Триптих» оброс привлекательными традициями и стал необычайно популярен в среде столичной интеллигенции.
Я не могла не вспомнить обо всех этих замечательных людях в день 25-летия галереи, потому что без них такого стильного, ироничного, интеллигентного персонажа, как «Триптих» (а это живой организм, поверьте!), на Андреевском спуске просто не существовало бы. Сегодня у каждого из них своя дорога, но нынешний владелец культовой галереи бизнесмен и издатель Юрий Комельков со своей молодой дерзкой командой старается наследовать укоренившиеся годами традиции. 10 лет назад, когда он пришел в «Триптих», первое, что сделал, — изменил интерьер галереи, переодел ее в современные одежды. Издал уникальную монографию «Декоративное искусство Украины XX столетия. 200 имен». Под этим же названием прошел вернисаж в Украинском доме, на котором побывала делегация ЮНЕСКО и предложила представить проект в своей штаб-квартире в Париже.
Юрий Комельков вспоминает, что в столицу Франции тогда, в 2004-м, повезли 600 работ. И эта выставка была названа лучшим арт-проектом за 30 лет! А госсекретарь США Кондолиза Райс, получив в подарок от Евгения Марчука (в то время — секретарь Совета национальной безопасности и обороны нашей страны) каталог «200 имен», призналась, что данная книга — первый проект за все годы независимости Украины, позитивно позиционирующий ее имидж.
Затем была серия превосходных каталогов украинских художников: Ивана Марчука, Анатолия Криволапа, Владимира Будникова, Алексея Малых, Игоря Елисеева, Александра Бабака, Леонида Берната. Удачным экспериментом стал и фотоальбом Константина Донина «Кадр за кадром: Кира Муратова» — документальное наблюдение за съемками нашумевшего фильма «Два в одном». Все это, несомненно, увеличивало авторитет галереи в профессиональной среде, подстегивало амбиции художников к участию в вернисажах и других акциях (как, например, плодотворные творческие пленеры) «Триптиха».
К дню празднования 25-летия галереи Юрий Комельков также приготовил уникальный сюрприз художникам. Он объявил, что украинские деятели искусств — участники фундации «КультАура» — решили создать электронную библиотеку современного искусства и учредить масштабную арт-премию.
В общественный совет фундации «КультАура» вошли: ее инициатор и владелец галереи «Триптих» Юрий Комельков, рок-музыканты Олег Скрипка и Александра Кольцова, режиссер Влад Троицкий, директор Киевского национального музея русского искусства Юрий Вакуленко, арт-куратор Олеся Авраменко, художник Анатолий Криволап, издатель Надежда Шаламова, ректор Киевского института музыки имени Р.М. Глиера Александр Злотник, врач и общественный деятель Ольга Богомолец, главный редактор телеканала «Интер» Антон Никитин, основатель и руководитель «Культурного проекта» Наталья Жеваго, кинопродюсер Олег Кохан, руководитель главного управления культуры Киевской госадминистрации Светлана Зорина.
В ближайших планах фундации — создание электронной библиотеки современного искусства и масштабной негосударственной арт-премии, запуск интернет-платформы о культуре и стиле жизни, разработка и воплощение системных проектов по развитию культуры.
На вернисаже, посвященном 25-летию «Триптиха», были представлены работы 25 самых популярных украинских живописцев, графиков, скульпторов — Анатолия Криволапа, Матвея Вайсберга, Ивана Марчука, Николая Билыка, Галины Неледвы, Владислава Шерешевского, Николая Муравского, Алексея Владимирова, Александра Животкова, Леонида Берната, Бориса Эгиазаряна и многих других авторов, входящих в рейтинг ста лучших художников Украины.
Некоторым счастливчикам удалось также стать обладателями рисунков блестящего графика Николая Муравского, которые автор подписывал в их присутствии, а его милая ассистентка закрепляла знаменательный момент настоящей печатью: «Галерея «Триптих» — 25». Я оказалась в их числе. И художественная коллекция газеты «День» пополнилась работой известного крымского художника.
Если подводить итоги: праздник удался. И как написали бы в газетах в год основания «Триптиха», 25 лет назад: «Начинаются суровые будни...» Которые первая частная галерея в Киеве уже давно превратила в удовольствие. И для себя, и для нас.
Выпуск газеты №:
№202, (2013)Section
Тайм-аут