Перейти к основному содержанию

Наследие Мадибы

Даниэль СИЛКЕ: «Феномен Манделы заключается в его способности примирять разные силы»
10 декабря, 11:30
6 ДЕКАБРЯ 2013. ЖИТЕЛИ ГОРОДА СОУЭТО (ЮАР) ПЕСНЯМИ И ТАНЦАМИ ОТДАЮТ ДАНЬ ПАМЯТИ ПЕРВОМУ ЧЕРНОКОЖЕМУ ПРЕЗИДЕНТУ НЕЛЬСОНУ МАНДЕЛЕ / ФОТО РЕЙТЕР

Весь мир сейчас выражает соболезнования в связи со смертью первого темнокожего президента ЮАР Нельсона Манделы, которому удалось положить конец апартеиду в своей стране. «День» обратился к южноафриканскому политологу, футуристу Даниэлю СИЛКЕ с просьбой прокомментировать значение фигуры Мадибы (как его называли в Южной Африке) для ЮАР и всего мира:

— Для южноафриканцев это очень эмоциональное время, поскольку им нужно смириться с тем фактом, что его больше нет. Впрочем, мистер Мандела был вне публичной жизни в течение многих лет. Он отработал короткий срок — пять лет — будучи лидером, президентом. Поэтому у него не было прямого влияния на формирование политического курса в Южной Африке в последние годы. Конечно, южноафриканцы будут горевать в ближайшие несколько месяцев. Но много вызовов, с которыми сталкивается страна, — экономические, внутренние, политические (в правящем Африканском Национальном Конгрессе), проблемы, касающиеся эффективного лидерства в ЮАР, — конечно продлятся. Я думаю, что наследие мистера Манделы будет пересмотрено после его смерти. Южная Африка изо дня в день сталкивается с серьезными проблемами, которые следует решать. В глобальном смысле, думаю, мир потерял фигуру-икону прошлого века, возможно, самую известную политическую личность, которой увлекались. Потеря мистера Манделы будет ощутима и по всему миру. Мировые лидеры должны посмотреть на наследие мистера Манделы и четко усвоить его лидерские уроки, если они хотят быть успешными в будущем.

— В чем заключается феномен Манделы?

— На феномен Нельсона Манделы нужно смотреть в контексте того периода, когда он пришел к власти, или когда он был выпущен из тюрьмы. Феномен мистера Манделы базируется на той эпохе, когда он работал, том времени, когда Южная Африка была исключением — страной с глубоко разделенным обществом по политическому и расовому аспектам.

Феномен мистера Манделы заключается в его способности примирять разные силы в ЮАР. Он был способен привлечь не только своих последователей, но и в одиночку вести их к новой Южноафриканской Республике. А самое главное, он мог примириться со своими прежними угнетателями среди белого меньшинства и победить тех, кого считали его традиционными политическими соперниками. И он мог это сделать искренне и с огромной смиренностью. Думаю, что сам факт того, что он мог выходить за пределы ограничений и узкой идеологии своей партии, чтобы объединить всех южноафриканцев, — также может быть феноменом Нельсона Манделы.

— Какое влияние Нельсон Мандела оказал на ЮАР и весь мир?

— Думаю, что его месседж к примирению в глобальном мире — это то, чего ожидала ЮАР, чтобы не скатиться в расовую пропасть, к катаклизму. Примирение, которое провозглашал Нельсон Мандела, стимулировало появление южноафриканской истории на страницах мировых медиа и возможность Южной Африки преодолеть наихудшие моменты окружающего мира — поставило мистера Манделу на мировую сцену. Тому, кто пробыл взаперти большую часть своей взрослой жизни, нелегко было удержаться от мести. Но для мистера Манделы это было исключением, его волновало то, как объединить людей и как двигать Южную Африку вперед. И думаю, что этот месседж явно резонирует с внешним миром и наделяет Манделу каноническим статусом лидера движения примирения, который искал любую возможность для примирения со своими прежними обидчиками.

Думаю, что он оставил после себя наследие прощения и понимания важности поиска компромисса между разными силами в обществе. Думаю, это было важным аспектом лидерства, которое демонстрировал Нельсон Мандела. Это было лидерство сопереживания к разным силам в Южной Африке. В то же время я считаю, что мистер Мандела был сильным мировым лидером, который понимал, как получить и как построить власть. Использование этого не должно было быть догматичным или напыщенным. Я думаю, что важной составляющей его лидерского наследия является: больше проникаться вопросами примирения, чем идеологией.

— Какие уроки могут получить современные политические лидеры от Нельсона Манделы?

— Современные лидеры могут использовать его подход примирения и привлечения при управлении страной. Быть менее жесткими в своих взглядах и политических доктринах или идеологиях. Иными словами — настоящая обеспокоенность жизнью своих граждан должна быть первостепенной задачей, а не игра в конкретную идеологию или политическую философию. Считаю, это и было месседжем Нельсона Манделы — его призывы к примирению часто резонировали с позицией его партии. Он был готов к компромиссу на основе идеологии своей партии, в соответствии с сохранением целостности страны. Думаю, это является уроком для политиков всего мира.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать