Язык чистого сердца
В галерее «АВС-арт» проходит выставка «Тополя. Онтологическая вертикаль» Петра Гончара![](/sites/default/files/main/articles/26032014/12kartina3.jpg)
Этот вернисаж показывает только часть авторских работ художника. Акцент экспозиции — на серии «Арифметика пейзажа» с изображением ряда тополей. Однако эта серия лишь заполнит определенную нишу в творчестве Гончара. Многолетний путь художника к искреннему изобразительному языку довел его до минимализма и наивного искусства, лаконичного и ясного отражения состояния души. Украинская тема очень убедительно звучит во всех его произведениях, ведь сам Петр Гончар, как и его жена — известная певица Нина Матвиенко, органично вырастает из культурных корней своего народа.
«Я полтора года уговаривала мастера провести эту выставку, — рассказала владелица галереи «АВС-арт» Алла МАРИЧЕВСКАЯ. — Петр не сразу согласился, ведь все время был занят как директор НЦНК «Музей Ивана Гончара». Кроме того, определенное время он вообще не занимался живописью. Но когда речь зашла о серии из тополей, то Петр наконец согласился...
Чем интересна эта выставка? Я знаю Петра Гончара с 1990-х, когда ярко прозвучало творческое объединение «Братство Алипия», к которому он принадлежал. К сожалению, последние 20 лет в современном искусстве много «пены над чистой водой» — цинизма в искусстве, которого художникам из «Братства Алипия» удалось избежать. В последние годы у многих художников и зрителей появилась определенная ностальгия по глубине, честному пониманию истории. Самое главное в искусстве — это искренность, поэтому мне очень хотелось сделать в своей галерее «Год Братства Алипия». Мы уже показали зрителям живопись Нины Денисовой, теперь экспонируем произведения Петра Гончара, а в будущем планируем сделать выставку Александра Мельника.
По моему мнению, «тополя» Гончара — символ украинства, они аскетические, как молитва или мантра. Это одновременное стремление в высшие сферы и определенное «заземление». Тополя как онтологическая вертикаль — это проявление бытия материального, бытия субъективного, биологического (живого), и социального. В то же время это определенный символ в мифологии и фольклоре: в 1990-е годы Сергей Плачинда издал маленький словарь староукраинской мифологии, там была такая легенда: бог Солнца Сварог полюбил девушку Полю, но она не отвечала ему взаимностью, и все время от него убегала (это символ того, как Солнце двигается по кругу, а девушка — в свою очередь, убегает от него). Обиженный безответной любовью, Сварог сказал: «Раз ты не моя, не будь ничьей», и превратил ее в стройный тополь... А девушки, которые видели эту метаморфозу, смотрели на деревце и говорили: «то Поля!» («то поля»), ведь в дереве они узнали душу девушки».
«ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО», 1994. ХОЛСТ, ТЕМПЕРА
Небольшая по количеству произведений выставка демонстрирует еще несколько других полотен: «Посвящение Т. Бойчуку» (которое отсылает нас к культурному наследию художников-бойчуковцев, которые повлияли на формирование стиля Петра Гончара), замечательное полотно «На черешне», а также «Петропавловская Церковь» из серии «Разрушенные храмы Киева».
Среди картин раннего периода — портрет жены художника Нины Матвиенко, нарисованный в 1991 году. Диптих «Осьо!» с человеком, который тянется к звезде, был создан в 1994-м. А уже упомянутая картина «Воспоминание о Мамае» — в 1995 году.
Есть в экспозиции три чистых полотна, которые украшают одну стену, художник говорит, что это — самые совершенные его работы.
«Когда по окончании института шел в армию, я все сжег, — признается П. ГОНЧАР. — Думал, больше не рисовать... Тогда было такое настроение. Я учился во времена соцреализма, академизма, и это меня очень угнетало, и не хотел рисовать... И думал — быть свободным не художником! Однако от рисования никуда не денешься. Я почти цитирую наивное занятие живописью, пытаюсь избавиться от прямого реалистичного выявления, поскольку реализм дает только внешнюю «скорлупу». А хочется, чтобы от этой формы ничего не освобождало, а освобождала одна лишь суть, идея. Чим больше разрушаете форму — больше можно ею моделировать свой внутренний мир или философию».
Из новых работ художника есть несколько пейзажей. Созданные в немного иной манере несколько лет назад. «Там экспрессия. Не знаю, почему мне так хотелось рисовать...», — говорит художник.
Отдельный мир предстает на серии полотен, на которых изображены тополя и «нетополя». За основу художник взял горизонты вокруг своего села. «В ту сторону выезжаешь — тополя, в другую сторону — снова тополя, — вспоминает Петр Гончар. — И они где-то во мне засели... И это сочетание вертикали, да и они такие длинные, как горизонталь. Это бесконечность туда и туда».
Вернисаж можно увидеть до 12 апреля.
Фото предоставлено галереей «АВС-АРТ»
Выпуск газеты №:
№55, (2014)Section
Тайм-аут