Диалоги c... пьедесталами
Идолы и мученики ожили в масштабном проекте Национального художественного музея Украины «Герої. Спроба інвентаризації»
Музей переосмыслил свою экспозицию с помощью собственных специалистов и немецкого куратора Михаэля Фера. Проект сделали в рамках программы Гете-института в Восточной Европе и Центральной Азии «Машина времени. Музеи в ХХІ веке». «Мы долго обсуждали этот проект, потом начался Майдан, и тема героев стала чрезвычайно актуальной, — рассказывает заместитель генерального директора НХМУ по научно-просветительской работе Марина СКИРДА. — Мы задумались, что такое герои и героическое, героизация. Под этим углом мы пересмотрели нашу коллекцию живописи и скульптуры от Средневековья до 1980-х годов».
В вестибюле зрителей встречает... большая фигура Ленина. Эта скульптура всегда стояла здесь, но во времена независимости ее заслонили ширмами. Следовательно, Национальный музей демонстрирует, что готов показать свои «скелеты». Зритель путешествует по выставке по красной ковровой дорожке, потрескавшейся и изъеденной молью. Каждый зал имеет название — часто это строки из знаковых для определенного времени песен. Отсутствуют этикетки с названиями произведений — вместо них номера. В каждом зале есть инвентарные книги, где за этими номерами можно прочитать кучу информации об объекте: кто и где сделал, какие лица и события связаны с произведением и т. д. Даже есть графа для легенд о той или иной работе.
Первый зал посвящен социалистическому труду. Здесь есть рабочие Днепрогеса, покорители Сибири, колхозники. Кураторы показывают канон героя соцтруда. Так, скульптура Дмитрия Крвавича «Высокая награда» и картина Татьяны Голембиевской с таким же названием передают один образ — девушки с косами, которая прижимает к груди орден.
Среди зрителей вдруг оказываются маленькие Ленин и Сталин. Скульптуры вождей, где-то по колено человеку, «рассматривают» инсталляцию — нагромождение портретов, бюстов и макетов памятников Ленину. «Вождь мирового пролетариата» всюду с одинаковым выражением лица, «фирменной» бородкой, в костюме-тройке, белой рубашке и в кепке — это не живой человек, а идол. Так же много в коллекции НХМУ произведений на тему Второй мировой войны. Чтобы подчеркнуть это, и показать еще один элемент музейной «кухни», батальные полотна поставили на стеллаж — на таких конструкциях работы хранят в фондах. Картины невозможно рассмотреть вживую, можно только смотреть иллюстрации в инвентарных книгах.
После ударников труда и красноармейцев появляются представители украинской шляхты, гетманы, казацкие полковники. На парадных портретах эти люди в роскошной одежде, с гербами, булавами и другими символами власти — торжественные и неживые. Среди этой пышности затесались иллюстрации Анатолия Базилевича к «Энеиде» Ивана Котляревского. Здесь казаки изображены с иронией, это — удалые вояки, гуляки, разбойники. При этом бурлеск не уничтожает их героизма. Народ любит своих героев, и смех только укрепляет их силу.
КРЕСТЬЯНКИ РАДУЮТСЯ УРОЖАЮ НА КАРТИНЕ ТАТЬЯНЫ ЯБЛОНСКОЙ «ХЛЕБ». МНОГИЕ РАБОТЫ НА ПРОЕКТЕ ПОСВЯЩЕНЫ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМУ ТРУДУ. В МУЗЕЕ ОЖИВАЮТ ИСТОРИИ КОЛХОЗНИКОВ, ПОКОРИТЕЛЕЙ СИБИРИ, СТРОИТЕЛЕЙ ДНЕПРОГЭСА
Через галерею образов интеллектуалов: Леси Украинки, Ивана Франко, Василя Стуса, Лины Костенко — зритель попадает в зал, посвященный Тарасу Шевченко. Образ Великого Кобзаря по-разному переосмысливали современники поэта и советская пропаганда. На витринах разложены рисунки, сделанные харьковскими художниками в 1939 году. Это — эпизоды из жизни поэта, с детства и до смерти. Завершают серию изображения советских трудящихся, которые толпятся вокруг только что построенного музея Шевченко. Эти работы перекликаются с образами мучеников с житиями, размещенными напротив. Неожиданно «выныривает» картина Александра Гнилицкого «Папа, шлем давит». Герой, повернут спиной к зрителям, святым. Шевченко провожает во времена независимости, когда героев перестали создавать.
В последнем зале выставки есть лишь стулья и трибуна. Музейщики планируют проводить здесь дискуссии, чтобы вместе со зрителями осмыслить героику прошлого, нынешнего и будущего. «Точкой отсчета» для разговоров служит цитата из драмы Бертольда Брехта «Жизнь Галилея», размещенная на стене. Ученик Галилея Андре называет несчастной страну, которая не имеет героев. «Нет! Несчастна та страна, которая нуждается в героях!» — отвечает Галилей. Ведь герои часто являются жертвами. К тому же, у героя, которого лепит общество, все человеческое остается «за кулисами». Остается лишь пример, истукан!
«Этот проект — социальная психотерапия, — замечает Марина Скирда. — Знакомые вещи оживают, раскрывается многослойность привычных образов». Работы вместе со зрителями становятся участниками пьесы, в финале которой человек ощущает катарсис и очистку.
Проект «Герої. Спроба інвентаризації» будет демонстрироваться в Национальном художественном музее Украины в Киеве до 29 марта 2015 года.
Выпуск газеты №:
№243, (2014)Section
Тайм-аут