Перейти к основному содержанию

Национальная филармония возрождает музыкальные шедевры

В Киеве с успехом состоялась премьера оперы-фарса Дж.Россини «Синьор Брускино, или Случайный сын»
17 июня, 10:33
БОЙКАЯ И НЕПРИНУЖДЁННАЯ СЦЕНИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ПОДКУПАЛА РАСКОВАННОСТЬЮ И ИМПРОВИЗАЦИОННОСТЬЮ, ТАК ИМПОНИРУЮЩИМИ ВЕСЁЛОЙ, СУЕТЛИВОЙ АТМОСФЕРЕ СПЕКТАКЛЯ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФИЛАРМОНИИ УКРАИНЫ

Спектаклем одного из оперных шедевров знаменитого «пезарского лебедя» (как уважительно называли композитора его современники) Национальная филармония продолжила традицию постановок малоизвестных камерных произведений зарубежных классиков, основанную по инициативе художественного руководителя Владимира Лукашева несколько лет назад. Киеву давно не хватает концертных залов для исполнения академической музыки, в частности для камерных музыкальных спектаклей, поэтому филармония забирает на себя важную миссию «провайдера» одноактных опер, которые всегда пользуются повышенным интересом меломанов. Ключевыми фигурами в этом процессе выступают молодые режиссёры и солисты. Осуществлённая выпускницей НМАУ Юлией Журавковой, при поддержке Посольства Италии и Итальянского института культуры, постановка раннего шедевра Россини, (написанного композитором в 21-летнем возрасте) не только стала подарком настоящим ценителям музыки великого маэстро, но и окунула слушателей в мир любви, лёгкого юмора, смешного поведения героев.

В этой опере Россини продемонстрировал утончённость и изысканность мелодичного таланта, лёгкость и естественность ритма, прозрачность и динамическую зажигательность оркестрового звучания, образцовость вокальных партий в стиле бельканто, ловкое управление фабульными коллизиями, мастерство «цепного» дыхания в стремительном музыкальном «раскручивании» сюжетных перипетий. Впрочем, премьеру этого веселого фарса, которая состоялась в 1813 г. в венецианском театре «Сан Мозе» во время карнавала, успех не сопровождал. Ведь спектакль резко порывал с существующими канонами оперы XVIII века. Музыка маэстро откровенно тяготела к романтическому стилю, который сполна расцветёт в будущих шедеврах Россини — «Севильском цирюльнике» и «Золушке». Немало моментов показалось современникам необычными в «Синьоре Брускино». Так, публика была шокирована увертюрой, где, по композиторскому замыслу, вторые скрипки периодически стучали деревянной стороной смычков по железным абажурам светильников над пультами, будто требуя усиленного внимания зрителей... Да и задержка на два часа поднятия занавеса в зале не прибавила настроения партеру... Поэтому эта опера лишь изредка появлялась на камерных сценах отдельных европейских театров. Резонансный успех ожидал постановки в 1985 г. на россиниевском фестивале в Пезаро — родном городе композитора. Это событие будто бы открыло второе дыхание сценической жизни «Синьора Брускино». А сейчас этот маленький шедевр великого маэстро продолжил триумфальный путь своего признания на украинской столичной сцене.

Нехитрая сюжетная канва фарса: Италия 18 века. Флорвиль и София хотят пожениться, однако в планах опекуна девушки — Гауденцио — выдать её замуж за сына синьора Брускино. Чтобы достичь цели, Флорвиль выдает себя за юного Брускино, и здесь возникает ряд препятствий, смешных розыгрышей, замысловатых интриг и ссор, но все заканчивается хеппи-эндом.

В постановке Ю. Журавковой весь режиссёрский инструментарий был подчинён тому, чтобы в калейдоскопе многочисленных мизансцен оперы Россини ни на мгновение не убавлялся стремительный темпоритм действа, чтобы у публики не стихал интерес к тому, что происходит на сцене. Замешенная сценическая интрига подогревала градус спектакля сценографическими находками, реминисценциями: парой ангелочков (или Амура и Психеи) на балконе над сценой, которые всё время смешной мимикой усиливали ироническую тональность действа; время от времени элегантно-пластическое изменение позы «оживающей» скульптуры фонтана с амфорой в центре сцены, использование для развития сценического действия всего пространства зала и тому подобное. Но, конечно, основную музыкально-драматургическую нагрузку несли главные герои — София (А. Родина), Гауденцио (А. Юрченко), Марианна (О. Табулина), Филиберто (Г. Смоловар), Комиссар (О.  Харламов), молодой и старший Брускино (С. Бортник и А. Маслаков), которые продемонстрировали темперамент, вокальное мастерство, выразительную артикуляцию, которая была абсолютно совершенной и в технически виртуозных сольных номерах, и в ансамблях. Особенно поражали скороговорки — настоящие жемчужинки бельканто. Абсолютным центром внимания слушателей стал Брускино-старший в исполнении прекрасного солиста Национальной оперы Андрея Маслакова, интонационная палитра партии которого подчиняла быстрым изменением настроений и реакций на реплики партнёров по сцене. Резвая и непринужденная сценическая пластика исполнителей подкупала раскованностью и импровизационностью, так импонирующими весёлой, суетливой атмосфере спектакля. Вообще главным впечатлением от спектакля стало стилевое единство режиссерской версии, актёрского певца ансамбля, акустически и динамически сбалансированное звучание Академического симфонического оркестра Национальной филармонии под руководством дирижёра Виталия Протасова. Кстати, этот спектакль украсил репертуар Филармонии.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать