С крайних точек — к общей
Проект Class Act уже третий раз собрал подростков с востока и запада для создания спектакля![](/sites/default/files/main/articles/06072018/17teatr.jpg)
Напомним, сам формат появился в 1997 году в шотландском театре «Треверс». Попытка найти талантливых новичков среди школьников неожиданно для организаторов обрела широкий социальный контекст и начала распространяться по миру. К нашим реалиям ее адаптировала сценаристка Наталья Ворожбит. В этот раз главными героями стали 20 подростков в возрасте 14—16 лет из прифронтовой Авдеевки (Донецкая область) и Чопа (Закарпатская область), городка на границе Украины с Венгрией и Словакией.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ
Целей у проекта несколько. Из названия понятно, что одна из них — знакомство и налаживание взаимодействия между жителями противоположных концов Украины. Дети для этого подходят лучше всего: их стереотипные представления не такие закостенелые и категоричные, как у взрослых, они более открыты к новому опыту и легче идут на контакт.
Формат намекает, что вторая цель — показать подросткам внутреннюю театральную кухню и непосредственно приобщить их к приготовлению «блюда», большого двоактного спектакля, который соединит в себе десять сюжетов. Позитивный «побочный эффект» в том, что театр становится терапией для мальчиков и девушек, помогая пережить личные травмы. И это не только боевые действия на востоке, но и непонимание близких, несчастная любовь или смерть дорогого человека.
Именно истории о наболевшем или о «лучике надежды» в жизни небольших и серых городов хотела услышать от школьников команда проекта во время «экспедиций» в Чоп и Авдеевку. Уже в Киеве профессиональные драматурги помогли отобранным участникам оформить их идеи в завершенные пьесы на 10—15 минут. После пяти дней интенсивной проработки текстов столько же времени на постановку имела мощная команда украинских режиссеров и актеров под руководством Максима Голенко, на счету которого спектакли в театре «Золотые ворота» и Диком театре. Людьми и ресурсами поддержали Театр на Подоле, Театр юного зрителя на Липках, Национальный академический драматический театр имени Ивана Франко.
Образы, придуманные подростками, на сценах воплощали такие звезды сцен и экрана, как Римма Зюбина, Алексей Вертинский, «киборги» Вячеслав Довженко, Виктор Жданов, Константин Темляк и Роман Ясиновский, Майкл Щур, Анна Кузина, Татьяна Михина и другие. Кто-то из них приобщается к Class Act впервые, кто-то с удовольствием работает с подростковыми пьесами второй или третий раз.
Актеры отмечают: этот обмен жизненными опытами и сюжеты, которые предлагает для постановки молодежь, составляют постоянный вызов и большой интерес для них как для специалистов и для граждан Украины. И, конечно, это дополнительный источник вдохновения и открытий в себе и мире вокруг. Поддерживают их и режиссеры: подростковые идеи — благоприятное пространство для профессиональных исследований и экспериментов.
РАЗНЫЕ ГОРОДА, ОДИНАКОВЫЕ МЫСЛИ
С каждым годом юные авторы становятся все смелее, а их пьесы — все острее и актуальнее. Наталья Ворожбит отметила, что в этом году появились темы, которые не звучали в предыдущих версиях проекта: феминизм, жизнь секс-меньшинств, самые разнообразные проявления дискриминации и тому подобное. Наряду с ними все же остаются фундаментальные вещи: семья, дружба и любовь.
Авторы пьес внимательно следили за репетициями, присутствовали и на премьере, с нетерпением и волнением ожидая реакции зрителей. Алина Шеховцова из Авдеевки и Валерий Тромпак и Влад Кузяшин из Чопа рассказывают, что в их городках культурная жизнь не слишком мощная. Как и предшественники, в театрах подростки бывали редко и не всегда удачно, однако этот опыт их поразил. «Даже за день до премьеры я до сих пор не верю, что это происходит со мной», — говорит Владислав в перерыве между репетициями пьес.
В один голос ребята и девушки говорят, что общаться им так легко, словно они знакомы несколько лет, а не десять дней. Они обнаружили, что их мысли и трудности очень похожи. Вот только отголосок взрывов в словах авдеевчан иногда заставляет вздрагивать. Как и слова о том, что все к этому привыкли, что уже намного тише, чем раньше, даже можно немного пофестивалить на городских праздниках.
Творческое взаимодействие было не настолько простым: чьи-то фонтаны идей сразу слились в мощный поток, некоторые пьесы склеивались из отдельно написанных кусков, а некоторые вообще были отданы на откуп одному автору. Но от этого произведения ничего не потеряли. Все авторы смогли насытить свои пьесы интригующими конфликтами, неоднозначными персонажами и колоритными деталями из их реальностей.
Очередная встреча востока и запада с киевскими зрителями, которая состоялась в большом зале Национальной музыкальной академии имени Чайковского, не могла обойтись без оваций, слез и смеха. Подростки признались, что очень хотели напомнить зрителям о том, что людей вокруг нужно уважать и ценить. И не важно, живут они на соседней улице или в другом конце страны.
Выпуск газеты №:
№117-118, (2018)Section
Культура