О насыщении гуманитарной сферы
Виктор Пушкин: «Мы должны формировать личность, умеющую думать»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20120126/413-2-2.jpg)
Сегодня профессор Днепропетровского горного университета, член-корреспондент НАУ, директор Института гуманитарных проблем, а еще постоянный читатель и хороший друг «Дня» Виктор Ефимович ПУШКИН отмечает день рождения. В рамках своей традиционной рубрики «Звонок имениннику» мы позвонили Виктору Ефимовичу, чтобы поздравить, а заодно расспросить о новостях в его деле. Ответы Виктора Ефимовича тем более интересны, что он один из тех, кто активно отстаивает необходимость академической автономии, а цель высшего образования видит в формировании думающей и всесторонне развитой личности. Начали мы свой разговор с темы трех законопроектов «О высшем образовании», которые в последнее время приковали к себе внимание всех участников образовательной сферы.
— Главный недостаток всех трех законопроектов в том, что они лишают высшую школу такого понятия, как академическая свобода, автономия, независимость. Жесткое администрирование, централизация и построение вертикали — все то, что характерно для нынешней власти, полностью накладывается и на систему образования. А без академических свобод высшая школа не может работать успешно и эффективно. Делая ставку на Болонский процесс, мы все сужаем до контакта студента с преподавателем через Интернет. Сегодня гуманитарная сфера просто изживется из образования: происходит коммерциализация образования, которая перечеркивает его интеллектуализацию и гуманитаризацию. Я вижу задачу высшей школы в том, что она должна способствовать созданию интеллектуальной атмосферы в обществе, следовательно, формировать интеллектуалов из числа молодых людей. А у нас, по сути, идет процесс дебилизации, когда сам смысл образования отодвигается на периферию...
— А какой смысл лично вы вкладываете в понятие «высшее образование»? Какие ее основные черты и принципы?
— Мне очень симпатично то, что делает ректор Национального университета «Острожская академия» Игорь Пасичнык. Я полностью солидарен с его подходом к высшему образованию: мы не можем воспитывать просто человека, который обладает определенным количеством технических навыков. Речь идет о формировании личности, формировании сильного характера, широкого кругозора, личной культуры, коммуникабельности и много другого — целого спектра знаний, навыков и способностей, которые мы должны быть способными сформировать у молодых людей. Главное — это воспитание всесторонне образованной личности, умеющего думать человека.
Молодые люди часто приходят в высшую школу с очень низким уровнем культуры и не всегда в состоянии сделать правильный выбор специальности и дисциплин, которые им действительно понадобятся в жизни, а выберут те, что полегче... У нас другое мировоззрение и ментальность, чем у молодежи, которая получает образование на Западе. У нас люди, к сожалению, чаще идут не за знаниями, а за «корочкой».
— А каким образом вы внедряете эти принципы высшего образования в НГУ?
— Мы много занимаемся тем, что в широком смысле называется гуманитарной сферой, патриотическим воспитанием. У нас постоянно происходят встречи с литературными, общественными, культурными деятелями, презентации книг. Буквально недавно мы провели для студентов серию читательских конференций, посвященных газете «День» и ее 15-летию. Студенты делали обзоры тех статей и сюжетов, которые им особенно понравились. В начале этого года приезжал Юрий Щербак с презентацией книги, и это не осталось без последствий — были обсуждения, разговоры, дискуссии... Все это потихоньку приносит пользу для студентов. Но также должна быть и общегосударственная программа и политика в этом вопросе. Все то, что связано с духовной сферой, сегодня постепенно вытесняется из образования.
— А каким вы видите развитие сферы высшего образования Украины в ближайшее время?
— Я пока грустно смотрю на это дело, хотя и оптимист по натуре. Высшее образование должно опираться на принципы академических свобод, самостоятельности, большей независимости высшей школы. Должна быть высшей роль и самих преподавателей, они должны быть субъектами образовательного процесса, а сегодня преподаватели высшей школы часто пассивны: что им сказали, как приказали, так они и делают. Конечно, надо насыщать гуманитарную сферу. Мы должны расширять кругозор молодых людей, учить их думать, критически осмысливать действительность. К сожалению, политика власти, и не только сегодняшней, такова, что чем меньше люди знают и думают, тем лучше.
Выпуск газеты №:
№13, (2012)Section
Панорама «Дня»