Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

... Милиция не поможет!

Пришло ли в коридоры власти осознание, что с обществом надо разговаривать?
20 сентября, 20:20
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Под стенами Верховной Рады проводились разные акции протеста и собирались разные люди: религиозные фанатики, члены профсоюзов, партийные активисты... Но так далеко народ в гневе еще никогда не заходил. Разве что во времена оранжевой революции было нечто подобное...

С самого утра под стенами Рады собралось около четырех тысяч человек. «Афганцы» и «чернобыльцы» протестовали против ликвидации льгот 16 категориям украинских граждан. Безрезультатно простояв несколько часов под парламентом, они решили прорваться к депутатам. Сломали ограждение, которое отделяет парламент от Мариинского парка, прорвались на территорию парламента и предприняли попытку выломать двери подъезда, через которые обычно проходят депутаты. В срочном порядке была усилена охрана. Тем не менее, протестующие открыли первые двери, проникнув в тамбур. «Мы заблокировали Верховную Раду, и будем выносить вас по одному», — кричали разъяренные люди

В рядах народных избранников началась паника. Многие нардепы поспешно, как, бывало, погоны, срывали с себя депутатские значки. Причем от значков избавлялись не только представители провластных партий, но и оппозиционеры (лидер «Батьківщини» Иван Кириленко выступал с парламентской трибуны без депутатского значка).

Впрочем, испугались народного гнева не все. Депутат Кирилл Куликов решился выйти к людям. Правда, как вышел, так и зашел. Вернулся весь в холодном поту.

— Я же офицер, я должен был выйти, — сказал Куликов журналистам, — как человек военный, попросил митингующих на два шага отойти от входа в парламент. Я объяснил им, что в этой ситуации «Беркут» пострадал больше всех — «Беркут» не принимает законы, их принимают в сессионном зале. Я сказал им, что люди просто выполняют приказ. Они должны были меня понять.

Еще одним смельчаком оказался лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов. По его словам, между депутатами и протестующими произошел «достаточно сложный, эмоциональный и иногда даже мужской разговор». На самом деле, разговор получился более чем «мужской». В адрес Ефремова звучала нецензурная лексика. А когда депутат шел по «живому коридору» в сторону Мариинского парка, один из участников протеста облил Ефремова водой, а остальные, увидев это, начали плевать депутату в спину.

В результате таких радикальных действий «афганцы» и «чернобыльцы» таки добились своего. Было принято решение отсрочить принятие закона в целом до согласования его текста с общественными организациями. Рабочую группу, которая должна найти общий язык с «афганцами» и «чернобыльцами», возглавит вице-премьер Сергей Тигипко.

Видимо, в правительстве Азарова Сергея Леонидовича испытывают на прочность. Но ему, как говорится, не привыкать: после «пенсионной реформы» никакие льготники не страшны. Даже такие агрессивные.

Вызывая на себя огонь негодования сначала студентов, затем предпринимателей, а также пенсионеров, льготников, и, в конце концов, граждан, которые просто считают нужным отмечать 20-летие независимости своего государства, во властных коридорах, кажется, забыли о внешнеполитическом факторе. Он на данный момент не самый завидный.

...А вместо «тыла» внутри страны — внутренний «фронт».

«День» поинтересовался, как социологи оценивают бурные события под Верховной Радой.

КОММЕНТАРИИ

Юрий САЕНКО, доктор экономических наук, заведующий отделом социальной экспертизы Института социологии НАН Украины:

— Украинская ментальность много веков реализовывалась в том, что мы были людьми, которые выбирали. Старосту, гетмана, даже попа и дьяка. И над этим исконным власть издевается все годы независимости. Вот в чем трагедия. Конечно, всякому терпению приходит конец. И потому рано или поздно все взорвется. Но социология не способна точно зафиксировать эти явления. Так, перед 2004 годом мы имели 8—9 процентов протестного потенциала. Скорее, это чувствует журналистика.

В течение многих лет я занимался вопросом уровня жизни и социальными проблемами. Я очень хорошо знаю эту сферу. Власть не осознает последствий своих решений. Она режет по средним значениям. Хотя льготников, пенсионеров, инвалидов нужно различать по категориям. Например, те, кто живет в деревне, отличаются от тех, кто живет в городе. А тут всех косят под одну косу. К отмене льгот нужно готовиться, проводить серьезные экономические, социально-экономические и социологические исследования. Это чрезвычайно сложный процесс. К тому же, общество не доверяет государству. Летом я был на совещании у Тигипко, все это видел и слышал. Когда я начал говорить о том, что должно быть сделано, правители сказали: «Что вы начинаете философию разводить...» То есть эти изменения разрабатывались неквалифицированно.

Ирина БЕКЕШКИНА, социолог, глава фонда «Демократические инициативы»:

— Александр Ефремов после общения с афганцами, чернобыльцами сказал, что «нравится нам это или нет, но в любом случае с людьми нужно договариваться». У меня вопрос: неужели нужно было штурмовать Верховную Раду, чтобы прийти к выводу, что с людьми нужно разговаривать? Власть постоянно наступает на одни и те же грабли. То же самое было и с Налоговым майданом: сначала не хотели договариваться, а затем пришлось. Я не могу сказать, что в Украине отсутствуют механизмы диалога власти с гражданами. И у афганцев, и у чернобыльцев есть общественные организации, с которыми можно разговаривать. Но, к сожалению, у нас граждан начинают всерьез воспринимать лишь тогда, когда они собираются на Майдане и идут штурмовать парламент.

Социальные последствия могут быть серьезными. Вполне очевидно, что у государства нет денег на выплату всех этих льгот. Это правда. Именно этим и вызвано решение их сокращения. Ведь у нас долгие годы нормой была политика популизма, особенно перед выборами, когда обещали все,что угодно, а затем все это не выполняли. Но никакой диалог не будет восприниматься, если власть не начнет с себя. Высокодолжностные лица должны выйти и сказать людям: все, мы упразднили себе все льготы, теперь можно разговаривать. Без этого любой разговор невозможен.

Со льготами действительно нужно навести порядок. Об этом много говорили. А теперь развели руками и сказали людям: денег нет. Но они видят, какие льготы имеют те же депутаты (в этом году по 35 тыс. грн. плюс бесплатное лечение). Это возмущение будет нарастать. Власть этого не понимает. У них не срабатывает инстинкт самосохранения. Это какая-то патологическая жадность, специфический способ мышления. Так не может дальше продолжаться.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать