Школа и национальная самоидентификация
За годы независимости в Украине увеличилось количество украиноязычных граждан. Сохранятся ли тенденции?
Кажется, впервые в истории нынешний День знаний в Украине будет отмечен протестами против политики министра образования. За время своего пребывания на должности главы Министерства по делам образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник создал прецеденты для конфликтов практически во всех важных образовательных сферах: это и сворачивание внешнего независимого оценивания, и снижение уровня студенческого самоуправления, и заявления о ликвидации вузов, и новая редакция Закона Украины «Об образовании», и закрытие учебных заведений, и сокращение государственных заказов (особенно в Национальном университете «Киево-Могилянская академия»), не говоря о выпадах в сторону его «любимой» Западной Украины или политики США относительно Украины. Вчера Дмитрий Табачник сообщил неплохую новость: по результатам исследования, обнародованного на Всемирном экономическом форуме в Давосе, Украина по развитию образования находится на 56-м месте, Польша — на 64-м, а Россия — 72-м (правда, он сказал, что «мы — на 72-м», — но эту обмолвку пусть оценивают психологи).
Наибольший резонанс в обществе вызвали его заявления по поводу возможности выбора языка обучения в школах на местных уровнях, а также закрытия школ с украинским языком преподавания в Донецке, Донецкой и Луганской области, о чем неоднократно писал «День» (при этом не помогли школам выжить ни прямые эфиры на «Свободе слова», ни обращения родителей к высшему руководству государства, ни их угрозы самосожжения). О том, что местные власти имеют право давать возможность выбора языка обучения в школе, министр образования и науки, молодежи и спорта Дмитрий Табачник сказал так: «Закон Украины об образовании и об общем среднем образовании четко определяет, что родители вместе с детьми имеют право выбирать язык обучения. Причем не только украинский и русский. Если родители считают это необходимым, а возможностей не хватает, то 15 заявлений от родителей достаточно для того, чтобы открыть в какой-то школе венгерский класс, в какой-то школе — русский класс. Средним образованием, согласно законодательству, руководят местные органы власти; районные и городские советы, городские головы и председатели поселковых советов. Поэтому они обязаны выполнять требования своей территориальной общины относительно того образования, которое эти граждане выбирают».
Первыми в этом направлении отметились в Одессе в начале июля. Тогда исполнительный комитет Одесского горсовета двумя решениями принял проекты об обучении на украинском и русском языках в 78 школах (из 130) и 120 дошкольных учреждениях. Своим решением горсовет внес соответствующие изменения в уставы этих образовательных учреждений (детских садиков, общеобразовательных школ, лицеев и школ-интернатов), согласно которым с 1 сентября нынешнего года они могут вести учебно-воспитательный процесс на двух языках. А мэр Одессы Алексей Костусев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» заявил, что все школы Одессы получили статус после принятия городским советом программы сохранения и развития русского языка.
Но школа — это место, где формируется личность учеников, в том числе позиция как гражданина, носителя национальной идентичности. Сегодня директор института украинского языка НАНУ Павел Гриценко авторитетно заявляет, что за годы независимости уже значительно возросло количество украиноязычных граждан, как и поколение этнических россиян, крымских татар, болгар, грузин или китайцев. В таком укреплении украинства пан Гриценко во многом благодарен именно учителям. К сожалению, тенденции, в данный момент прослеживающиеся в системе образования, не дают оснований надеяться на то, что ситуация, по крайней мере, не ухудшится.
К тому же состоянием сохранения идентичности украинцев обеспокоены уже даже в Европейской ассоциации украинцев. «Украинцам за рубежом все сложнее сохранить свою идентичность. Россия реализует активную политику, направленную на ассимиляцию украинцев, при этом в Украине до сих пор отсутствует государственная политика относительно зарубежных соотечественников, — заявил УНИАН президент Европейской ассоциации украинцев Алексей Толкачев. Он сравнил отсутствующую политику Украины с тем, как это вопрос поставлен в России: «Законодательство России рассматривает как соотечественников всех людей, родившихся на территории бывшего СССР. Украинцев за рубежом они считают соотечественниками россиян. Россия реализует активную политику — проводит концерты, организовывает игры, конкурсы, культурные мероприятия и досуг. На это Москва выделяет огромные средства».
Но что говорить о сохранении идентичности украинцев за рубежом, если у нас в Украине проводится политика, направленная на то, чтобы украинцы не идентифицировали себя с Украиной. Уже так сложилось у нас с комплексом неполноценности, что социологи спрашивают граждан, на каком языке они разговаривают в быту (53% — на украинском, 44% — на русском) и в общественных местах. Получается, что в быту, дома я себя идентифицирую как украинца, а среди людей — уже нет? А школа, детское дошкольное учреждение, вуз — это общественное место или дом? Как для кого.
Языковой вопрос у нас является очень эмоционально окрашенным, и политикам необходимо прекратить использовать его в своих целях. Особенно, если они сами не идентифицируют себя с Украиной, как обмолвился Дмитрий Табачник («мы — на 72-ом», — сказал он о рейтинге России). К слову, глава Администрации Президента Сергей Левочкин на встрече с представителями СМИ вчера «анонсировал» снятие с должности министра образования, науки, молодежи и спорта Дмитрия Табачника. «Основные факторы при кадровых изменениях — профессионализм и результативность», — сказал он. И на вопрос, будет ли освобожден от должности нынешний министр образования, пан Левочкин ответил: «Несомненно». Но даже если уйдет пан Табачник, останется система в образовании, построенная им. Кому поручат такую ответственную должность, и какие это будет иметь последствия для Украины — вопрос остается открытым.
Выпуск газеты №:
№154, (2011)Section
Панорама «Дня»