Артефакты Луганска - онлайн (фото)
Координатор проекта Luhansk'sArt&Facts Ярослав Минкин рассказывает, что идея возникла, когда участники «СТАНа» осознали, что после переезда почти не осталось копий их творческих наработок. «Мы поняли, что нам нечего показать. Все, о чем мы рассказываем, все, что было до начала войны, превращается в миф». Так некоторые вещи, которые казались обыденными, неожиданно стали едва ли не единственным доказательством того, что происходило в Луганске в 2004-2013 гг.
По словам Константина Скоркина, одного из лидеров «СТАНа», музей является своеобразным подведениемитогов уходящего десятилетия. Он демонстрирует посетителям нереализованную альтернативу - культурные и общественные инициативы Донбасса, которые олицетворяли демократический европейский путь и были насильно прерваны с началом конфликта. По мнению активиста, отрицать этот опыт непродуктивно. Лучше сохранить эту память и сделать выводы, чтобы сформировать почву для будущих реформаторов Донбасса.
Благодаря поддержке Goethe-Institut в Украине и других немецких организаций инициативная группа смогла привлечь не только средства, но и местных музейщиков и специалистов по цифровым технологиям. Куратор проекта Яна Браун отметила, что риск потери ценных документов и экспонатов подталкивает специалистов коцифровке данных. Диджитализация имеет несколько неоспоримых плюсов, например, возможность реконструкции и различных режимов доступа. Кроме того, оцифровка позволяет заново открыть миру документы, которые длительное время были похоронены в архивах
Директор берлинского Фридрихсхайн-Кройцберг музея Мартин Дюсполь рассказал о культуре памяти в эмигрантских общинах Германии. Район, где расположен его музей, является одним из самых цветистых по этническому составу в Берлине. Таким образом, он является транзитным - не имеет ни постоянного населения, ни общих традиций. Кто-то адаптируется к новой среде, кто-то тщательно хранит воспоминания, однако общая культурная память сформирована. Музей, которым руководит Мартин, пытается примирить различные культуры, устраивая обсуждения и конференции. Так он поддерживает право мигрантов на озвучивание в публичном пространстве своей памяти и мучительных моментов.
Мартин Дюсполь провел параллель между луганчанами и немцами, которые переезжали в ЗападнуюГерманию из восточных регионов и других стран. Они создавали природоведческие музеи родных территорий, чтобы консолидировать свои сообщества и подготовиться к возвращению. По мнению музейщика, инициатива «СТАНа», несмотря на схожие черты, имеет существенные отличия от немецких «хранилищвоспоминаний». Луганский музей не зациклен на возвращении назад и консервации, он сконцентрирован на сохранении культурного достояния региона для следующих поколений.
Исследователи Светлана Ославская и Богдан Дубилевский провели мини-экскурсию по сайту музея. В течение шести месяцев инициативная группа интервьюировала тех, кто хорошо знает жизнь Луганска, мониторила СМИ, подбирала мультимедийные материалы. Активисты систематизировали собранныйматериал и разделили экспонаты на пять категорий - артефакты, персоны, среды, места и события. Организаторы музея не давали искусствоведческую оценку собранному материалу, ведь ключевым критерием определили разнообразие.
По словам команды проекта, самым большим вызовом для них стала доступность, ведь музей должен быть интересным и исследователям истории региона, и людям, которые до этого почти ничего не знали о Луганске. Поэтому материал структурирован по алфавиту и хронологии. Есть отдельная фотостена - как пазл о жизни тогдашнего Луганска.
Активисты призывают не только заходить на сайт музея artluhansk.com, но и пополнять его фонды собственными историями. Они верят, что опыт создания виртуального комьюнити-музея будет полезным для других инициатив по сохранению памяти и поможет музеям стать более открытыми и дружественными к своим посетителям.