Back to 90-е: Фонд ИЗОЛЯЦИЯ представил новую экспозицию
Бэкграунд
В то время, когда в Украине политики «создавали» «новую политику», зарплату выдавали продуктами, а женщины стояли в очереди за маслом, в 1993 году распалась Чеховловакия, на орбитальной станции «Мир» впервые произвели выставку художественных работ Игоря Подольчака; Ельцин запретил в России деятельность оппозиционных партий и газет; начинает вещание телеканал «НТВ», а годом ранее в Украине создан телеканал ICTV; в 1993-ем окончательно прекращается гражданская война в Грузии; «Intel» представил свой первый оригинальный процессор «Pentium»; на Донбассе происходит самая массовая акция шахтеров; в этом же году впервые украинец воспользовался сотовой связью.
Через два года в марте 1995-го, в России был убит Влад Листьев; в августе – выпущен «Windows95»; а в декабре – в Днепропетровске открыто метро (с тех пор и не изменялось). Тогда на открытии президент Кучма сказал: «Когда два года назад я уезжал из Днепропетровска, на строительстве метро был поставлен большой крест. Сегодня метро в Днепропетровске есть!». На этом строительство метрополитена было окончено. В этом же году Сергей Жадан издает свой «Цитатник», в который войдет его стихотворение «Варшава».
В 1997 году в связи с крахом финансовых пирамид в Албании люди выйдут на улицу и начинаются массовые беспорядки; Россия подпишет договор с Белорусью; в Великобритании выйдет первая книга о Гарри Поттере; первый космонавт независимой Украины Леонид Каденюк полетит в космосе. Эндрю Гроув, основатель компании «Intel» будет назван Человеком года по версии журнала «Time». К 1997 году более одного миллиона доменных имен будет зарегистрировано в Интернете. Годом ранее выйдет книга-бестселлер Оксаны Забужко «Полевые исследования украинского секса».
В девяностых, появится, возможно, один из самых лучших сериалов о Супермена, дети играют в приставки и тетрис. Массово поступят в продажу китайские игрушки, одежда и фильмы с Джеки Чаном. В 1990-е появляется такое понятие как турбореализм.
Все это время в Украине будут формировать экономику, выбирать президента, смотреть фильмы, носить цепи и цветные халаты, слушать рок и популярную музыку, торговать, захватывать имущество, воровать, убивать, утрачивать и приобретать веру, создавать новые религии и финансовые пирамиды…
Турбореализм и локальное пространство
Направление в литературе, которое возникло на стыке фантастики и критики не всегда воспринимают как нечто что может возвысить эту же фантастику. События, которые описаны в книгах не являются выдуманными, они реальны, но их отличительная черта в том, что сценарий этих событий переписан. Так называемая «альтернативная история» подчеркивалась надтекстом, эпиапокалиптичностью и метарелигией. И тогда художники начали действовать по принципу «надо было менять всё, не одну жизнь и не две жизни, не одну судьбу и не две судьбы — каждый винтик этого смрадного мира надо было менять…». Переписывая мировую историю, они начали переписывать свою с возможность погрузиться в другой мир, который возможно был бы лучше, хуже – не важно, ведь главное – другим. Когда тебя что-то не устраивает, ты хочешь это изменить, пусть средствами текста. И в этом был своего рода прорыв, прорыв в будущее, которое было сотворено или наоборот, будущее лишено жизни. Это все можно увидеть в работах Марселя Тюрковски и Элиз Флоренти (Германия/Франция). Апокалиптичный индустриальный пейзаж, как внешне, так и внутренне отсылает нас к произведениям Тарковского и Стругацких. Одна из работ – желто-красная комната с аудиозаписями из фильма стирает рамки пространства и времени. Мы возвращаемся именно в то пространство, которое было создано литераторами. Мы задумываемся о жизни, будущем и своем собственном пребывании на Земле. На стульях в комнате лежит книга Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанческий», который еще больше подчеркивает поиск нереализованной мечты и смыслов. Комната-работа под названием «В поисках зеркала» создает уют, здесь кажется тепло и комфортно, и казалось, здесь можно сидеть вечно.
Перфоманс Луизы Норберга (Бразилия) еще одна отсылка созданный новый мир. «Я вижу тех красных звезд, которые Вы мне диктуете» - название работы, которое отсылает нас к книге донецкого писателя-турбореалиста Федора Березина «Красные звезды». Художница переписывает книгу так, как художник переписал историю Холодной войны и распад СССР. Он до сих пор считает это событие великой ошибкой мировой истории. Что опишет Луиза, будет известно только лишь в конце перфоманса, когда она сможет переписать уже переписанную историю.
В том, что люди видят свою историю неправильной и имеют желание переписать – есть та боль и тот недостаток, которые появились в связи с «неправильной» социальной политикой, политикой разрушения. Социальный нарыв все больше чувствуется в настроениях художников, в особенности в серии работ Алексея Салманова (Украина). На его работах можно увидеть девушку в порой странных позах на фоне разваленного индустриального пейзажа. Ее руки, ноги заломаны, как заломано все общество. Алексей пытается проанализировать отношение человека и индустриального пространства. Но каким может быть это отношение, если один из объектов мертв?
Взаимоотношения человека с человеком «описывает» в своей работе Пол Чейни (Великорбитания). Он сравнивает людей с саранчой, которая готова сожрать друг друга. Именно так люди привыкли поступать со свои друзьями и врагами. Здесь же – тяга человека к чрезмерному потреблению и завоеванию миров.
Взаимоотношение человека с собой – цикл видео-аудиоработ Луизы Норбега. Девушка описывает свои отношения с миром как звуковой эксперимент. Все время резиденций она коммуницировала с помощью специального механического устройства, который способен преображать текст в звук. «Она воспринимает турбореализм как социальную травму, связанную с коммуникацией. После резиденций мы постарались вспомнить голос Луизы, но вспомнили лишь один механический голос», - говорит со-куратор выставки Виктория Иванова.
Еще один звуковой эксперимент представил Даниель Малон (Голландия). Его проект «1990Сейчас!» стал логическим завершением открытия выставки и длился до двух часов ночи. Символично, что это произошло в самую короткую ночь года. «Электронная музыка – это то, чего Донецку не хватает. Детройт в 90-тых стал настал настоящей музыкальной столицей. Именно в этом городе создавалась различная экспериментальная электронная музыка. В Донецке также все это могло бы иметь место. Даниель собрал лучшие команды донецких музыкантов и сам создал свой сет, который состоял из заводстких звуков, речей политиков и т.д.», - рассказывает Виктория Иванова.
Эстетика
Часть композиций очень красочная и помимо всего подтекста и смыслов каждой работы, здесь есть и эстетическая сторона. «Здесь есть яркие картинки и площадка, разделенная на цветные квадраты. Я вижу, что здесь могли бы играть дети в различные игры. «В поисках зеркала» также эстетично выглядит, можно даже не вслушиваться в звук, здесь приятные желто-зелено-красные цвета, которые радуют глаз», - рассказывает Агнешка Пиндера, со-куратор выставки.
Почему я не хочу возвращаться в 90-е: переосмысление истории с помощью искусства
Дело даже не в малиновых пиджаках, не в том, что гоп-стайл становится нормой, дело не в том, что барышни снова носят ласины, а электронная музыка набирает повороты. Мы снова переживаем тот период, от которого, казалось, нам удалось убежать. Но экономический и социальный кризис опустил нас на спираль вниз. Мы снова оказались там, где были пару десятилетий назад. Вопрос не в том, как мы вернулись в девяностые, вопрос в том, почему?
История переписывается не для того, чтобы ее переписать именно так, а для того, чтобы осознать ошибки. Возвращение назад – это значит, что все это время мы жили неправильно, значит время потрачено впустую. По всем экономическим и социальным показателям, мы ушли далеко назад. Рэкет и кидалово снова стали экономической моделью, востребованной среди маргинальных и элитарных слоев населения.
«Эта выставка хороша тем, что каждый сможет отрефлексировать. Он может это понять или наоборот произойдет отторжение. Но из-за того, что тема назрела в социуме и тема «болит», она будет актуальна каждому», - рассказывает Виктория Иванова. Социуму действительно болит, и нарыв с каждым годом все сильнее. Но будет ли социум его отвергать, или же примет и переосмыслит все? Возвращение в девяностые должно показать нам ту ошибку, которую мы допустили, чтобы ее скорее исправить. Каждый смотрит на свою «катастрофу», изучая ее изнутри. Ведь, «нам не нужно других миров, нам нужно зеркало».