«Царство Флоры» в Музее Ханенко (фото)
Тюльпаны, пионы, незабудки, маки, мальвы, бульденеж объединены в пышный букет на натюрморте Гаспери Петера Вербрюггена II. И что с того, что в реальной жизни эти растения цветут в разное время? Картина «Цветы в вазе», созданная в 1685 году, олицетворяет могущество человека, который своим умом покоряет и меняет природу. «Этот натюрморт — и манифест науки, поскольку здесь изображены экзотические растения, полученные благодаря селекции, и манифест плодовитости фламандской земли, и манифест ванитас (в переводе с латыни означает «суета» — Авт.), потому что некоторые цветы увядают», — рассказывает Анастасия Мацело, сокуратор выставки «Царство Флоры», заведующая научным отделом западноевропейского искусства Музея Ханенко. Роскошь нарисованного букета свидетельствует, что произведение могло быть свадебным подарком.
ИЗМЕРЕНИЯ ОФЕЛИИ
На выставке «Царство Флоры» объединили живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру. Произведения, никогда не показывали ни в постоянной экспозиции, ни на выставках — мраморный барельеф «Офелия» авторства Сары Бернар, портрет Сюзанны Анриэтты Лотарингской в образе Флоры и «Букет цветов» Бартоломео Бимби.
«Сара Бернар, одна из величайших актрис конца XIX — начала ХХ века, была также скульптором и живописцем, тогда это было модным явлением. Бернар была довольно талантлива в этом, брала уроки у скульпторов, создала несколько известных работ. Образ Офелии она воплотила и на сцене, и в скульптуре, — комментирует Анастасия Мацело. — Известно, что первый барельеф с Офелией она сделала в 1880 году и подарила его Дании, театру в Копенгагене. Эта работа до сих пор украшает фойе театра. Сара Бернар создала еще два скульптурных изображения Офелии, одно из которых подарила другу, австрийском художнику Гансу Макарту, а третье повезла на Всемирную выставку в Чикаго 1893 года. Наша «Офелия» — та, которая была подарена Макарту. Когда он вскоре после этого умер, распродавали его коллекцию, есть ее каталог с этой работой. Богдан Иванович Ханенко был на этом аукционе, приобрел несколько произведений. О приобретении «Офелии» не было известно, но до попадания в музей она хранилась в месте, связанном с семьей Терещенко, родственниками Ханенко».
Несчастная невеста Гамлета вырезана из каррарского мрамора. Белоснежный барельеф густо украшен цветами: розами, анемонами, маргаритка и фиалками. Они здесь не просто для красоты, это символы любви, смерти, чистоты и верности.
РАЙСКИЕ «ОБОИ»
Один из древнейших экспонатов выставки — гобелен начала XVI века. На нем выткан дворец в отдалении, на переднем плане — поляна с цветами и деревьями. Такие ковры называют мильфлерами, что по-французски означает «тысяча цветов». Действительно, на гобелене с выставки — россыпи маргариток, нарциссов, колокольчиков, а еще остролист и яблоня.
Между прочим, отношение к таким произведениям было довольно утилитарным. Подобные гобелены были чем-то вроде обоев. «Представьте тогдашний дворец: страшно, мрачно, холодно. Нужно создавать уют. Поэтому мастерам заказывали наборы гобеленов, которые должны были закрывать все стены. Не брезговали прорезать в них дыры для окон и дверей, их можно было свернуть и перевезти в другое место, — добавляет Анастасия Мацело. — А цветочную поляну здесь изобразили, потому что средневековое искусство очень любило цветы. Во многом это связано с идеей рая с цветами. Жизнь тогда была тяжелой, зависимой от циклов природы. Оранжерей не было, зимой за цветами скучали. Поэтому цветы ассоциировались с новой жизнью, благополучием, чем-то хорошим, чего ждали».
Цветы в искусстве — не просто «что-то красивое». Это и символ могущества правителей, которые создавали парки с экзотическими растениями, и символ богатства, в чем-то — научного развития, а также бренности жизни.
«Когда меня дома спрашивали, о чем эта выставка, всегда говорила, что это не только о цветочках. Это не больше и не меньше чем о жизни, которая вечно возрождается, а также о смерти, — отмечает Елена Живкова, куратор выставки, заместитель директора Музея Ханенко по научной работе. — Во всех произведениях, посвященных цветам, вы почувствуете что-то от конечности бытия, ведь жизнь тем и прекрасна, что она такая короткая, а впрочем — прекрасная».
Выставка «Царство Флоры» будет проходить в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до 31 мая.