Чернобыльская эпопея бывшего подводника
Профессиональный фотограф Владимир Савран родом с Полтавщины. Именно оттуда егопризвалина морскую службу в Северный подводный флот бывшего СССР. Владимир имелочень тонкий слух, поэтому после обучения он стал в экипаже гидроакустиком – это, образно говоря, не только уши, но и глаза подлодки, когда нужно выискиватьв океанских глубинах противника и должен выпустить по нему свои торпеды обязательно первым. Иначе – смерть.
После флотской службы Владимир Савран много лет и работал в Мурманске на берегу Северного Ледовитого океана. Именно тогда и появилось желание, а точнее необходимость, фотографировать необычную природу Заполярья и колоритных жителей Кольского полуострова – рыбаков, геологов, летчиков, моряков, оленеводов, охотников...
Успехи в фотосъемке были нескорыми, но надежными и основательными, потому что он настойчиво учился искусству светописи в мурманском фотоклубе «Норд», обращался за консультациями к фотокорреспондентамобластной газеты «Полярная правда», изучал специальную литературу. Через некоторое время на страницах «Полярной правды» появились первые фотографии и ВладимираСаврана. «Ощущения от первых публикаций были такими радостными, как после полета в космос, – вспоминает то душевное состояние Владимир. – Именно фотография и стала с тех пор моей любовью на всю жизнь».
Но через 12 лет интересной жизни за Северным полярным кругом Владимира Саврана стремительно потянуло домой,в родную Украину. Выбрал для «приземления» молодой город Припять, который белым парусом виднелсянедалеко от Чернобыльской АЭС. Думал тогда, что жить будет в этом красивом городке среди роскошной полесской природы до конца жизни, но на самом деле оказалось, что только до 26 апреля 1986 года.
Когда в Чернобыле создавалась новаягазета«Вестник Чернобыля» для освещения ликвидации последствий аварии, тогдашний редактор Николай Лябах пригласил работать в штат фотокорреспондентом именно Владимира Саврана, ведь он не только умел фотографировать в сложных условиях, но и хорошо знал 30-километровую зону отчуждения, поскольку еще до аварии объездил и обходил ее с фотоаппаратом.
В августе 1990 года именно Владимир Савран и автор этих строк (в то время спецкор «Вестника Чернобыля») в сопровождении двух опытных научных исследователей «саркофага» Константина Чечерова и Юрия Кобзаря первыми и последними среди журналистов проползли сквозь бетонные завалы до атомного реактора бывшего 4-го энергоблока ЧАЭС. То, что заставило содрогнуться от страха весь мир, мы видели ровно по две секунды каждый. Владимир –через объектив своего фотоаппарата.
Наш репортаж под названием «В недрах Чернобыльского«Титаника», напечатанный в двух номерах«Вестника Чернобыля», облетел весь мир. Помимо прочих скрытых от общества проблем мы с Владимиром Саврань обнародовали тот факт, что вопреки официальной советской пропаганде «саркофаг» не герметичен: в его стенах и крыше более тысячи квадратных метров отверстий и щелей, в которые попадает вода, вследствие чего может начаться призвольнаяцепная реакция и произойти новый взрыв.
Все написанное тогда мнойбыло подтверждено документальными фотографиями Владимира Саврана.
К сожалению, большинство кадров на фотоснимках тогда уничтожиларадиация, но даже такомужестокому«цензору» не удалось вычеркнуть всю запрещенную правду.
Мой «друг по Чернобылю» Владимир Савран любит фотографировать все: свадьбы, детей, природу, стариков. Но сильнее всего его привлекают опасные места. «После такой фотосъемки, – говорит бывший подводник, – особенно чувствуешь радость жизни и начинаешь сильнее ценить то, что раньше казалось привычным и обыденным».
Недавно в Славутиче состоялась презентация фотоальбома под названием «Славутич», посвященного25-летию этого молодого города. Он стало домом для тех, кто потерял после взрыва на Чернобыльской АЭС родную Припять...
Для читателей газеты «День» мы вместе с Владимиром Савраномотобрали некоторые фотографии из альбома «Славутич» и чернобыльских архивов.