«Драгоценные вклады XVII-XIX вв. из собрания Национального музея истории Украины»
В конце каждого года мы не только подводим итоги, мечтательно вспоминаем лучшие семейные рецепты к праздничному столу, но и задумываемся о подарках для наших близких. Итак, самое время прогуляться в музей и посмотреть выставку «Драгоценные вклады XVII—XIX вв. из собрания Национального музея истории Украины», ведь именно там представлены подарки для украинских церквей от князей, гетманов, старшины, влиятельных вельмож-иностранцев с сопроводительными документами. Само слово «вклад» в данном случае означает и подарок, и дарственные (вкладные) надписи на экспонатах, содержащих информацию о дарителях.
В общей сложности речь идет о 30 памятниках — церковных и светских предметах старины из драгоценных металлов, драгоценных камней и тканей работы украинских и западноевропейских мастеров XVII—XIX вв. Куратор выставки, старший научный сотрудник Сокровищницы Национального музея истории Украины Оксана ТЕРЕЩУК отметила: «Представленные на выставке памятники интересны нам не только как произведения ювелирного искусства. Также они свидетели истории. С дарственных надписей мы делаем выводы о масштабах меценатства и благотворительности во время существования казацкого государства — Гетманщины».
Очень интересно посмотреть на ценные подарки с точки зрения классической антропологии. Марсель Мосс в своем труде «Очерк о даре» описывает, как с помощью определенного типа одухотворенных вещей в среде первобытных племен происходила уникальная коммуникация, от человека к человеку передавались специфические чувства. Мосс отмечал, что дарящий не просто передает предмет — но и приносит часть себя, потому что объект неразрывно связан с дарителем. Это также налагает обязательство ответить взаимностью со стороны получателя, потому что не откликнуться на дар означает утратить честь и статус. Нечто подобное можен почувствовать и человек XXI века, когда получит в подарок что-то слишком, по его мнению, дорогое. Ведь что будет значить — принять такой подарок?
Но здесь говорится, что даритель посвящает дар церкви, Богу и априори не предполагает, что ему в ответ подарят аналогичную материальную драгоценность. Мосс бы сказал, что «бесплатный» подарок, не предполагающий благодарности, не может создать социальные связи. Тогда следует подумать, зачем такие ценные подарки вообще делали и почему они стали уникальным феноменом общественной жизни Гетманщины.
«Моду» на драгоценные подарки церкви, как положено, закладывали главы государства. Гетман Иван Самойлович подарил Успенской церкви искусно эмалированные и украшенные драгоценными камнями дискос и потир из золота, которые использовались для таинства евхаристии. С надписи становится понятна причина: на упокой души своих умерших детей. Его преемник Иван Мазепа вообще отличался немалым вниманием к религиозной жизни, дарил не только церкви, но — буквально церкви, ведь за его средства были отреставрированы и построены десятки храмов, включая Киево-Печерскую лавру и Софию Киевскую. В экспозиции привлекают внимание подаренный гетманом золотой оклад к иконе Божией Матери в Покровской церкви села Дегтяревка (Новгород-Северский район). Этот храм в свое время послужил местом встречи Ивана Мазепы и шведского короля Карла XII. Более того, историки считают, что именно в этой церкви Мазепа принял судьбоносное решение о переходе на сторону шведов в войне против Московского царства.
О том, что «вклады» стали нормой среди элиты Гетманщины, свидетельствует и то, что подарки делали не только гетманы или сотники, но и состоятельные горожане или гости страны. Среди экспонатов находим и обложку к Евангелию от ювелира Алимпия Галика, и набор серебряных кружек от господина из Германии.
Пожалуй, самым ценным экспонатом (не по стоимости, а по значению) является серебряная риза с драгоценными камнями важнейшей святыни — храмовой иконы Успения Пресвятой Богородицы. Как известно, из-за взрыва 1941 года Успенский собор и практически все его убранство, включая иконостас, были уничтожены. В советское время церковные драгоценности даже из музеев часто «терялись», переплавлялись или официально продавались за рубеж. Драгоценный оклад иконы почти столетие хранился в музейных запасниках и чудом уцелел. Впервые за долгие годы он был представлен на выставке «Спасенные святыни Украины» (2019), и тогда он стал настоящей сенсацией. И вот снова шедевр работы мастера украинского золотарства ХVІІІ века Ивана Ярославского можно рассмотреть во всех деталях.
Выставка представлена на первом этаже в девятом зале Музея исторических драгоценностей Украины — филиала Национального музея истории Украины (ул. Лаврская, 9, корп. 12), продлится до 31 декабря.