«ИГРА» завершена. Да здравствует «ИГРА»!
Итак, Большая «ИГРА-GRA (GreatRealArt)» подошла к концу. Сначала — немного статистики.
Первый общенациональный фестиваль-премия за все годы Независимости Украины «ИГРА-2018» — это 70 видеозаявок от государственных и негосударственных театров и общественных организаций, то есть 70 разножанровых премьер 2017-го из 27 городов 22 областей Украины.
Это — 10 дней просмотров заявок 10 экспертами: театроведами, музыковедами, журналистами из Киева, Львова и Харькова.
Это — лонг-лист из 27 спектаклей в шести номинациях.
Это — свыше 180 «эксперто-просмотров» вживую в течение 58 дней в 12 городах — от Харькова до Мукачево (1200 км) и от Чернигова до Одессы (750 км).
Это — шорт-лист из 12 лучших спектаклей Украины в шести номинациях.
Это — зарубежное жюри из пяти стран: Великобритания, Грузия, Литва, Польша, Финляндия.
Это — 6 дней итоговых показов в Киеве.
И это — 6 спектаклей-победителей + спецприз жюри + индивидуальные награды.
САМЫЙ ПРЕСТИЖНЫЙ ПРИЗ — «ЛУЧШИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ СПЕКТАКЛЬ» — ВРУЧИЛ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ НСТДУ БОГДАН СТРУТИНСКИЙ РЕЖИССЕРУ АНДРЕЮ БАКИРОВУ ЗА ПОСТАНОВКУ «ВИЙ. ДОКУДРАМА» (ЧЕРНИГОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ УКРАИНСКИЙ МУЗЫКАЛЬНО-ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ТАРАСА ШЕВЧЕНКО)
Итак, представляем триумфаторов.
• Лучший спектакль для детей — «Ангелочек, что потерял звезду» Нели Шейко-Медведевой (Черниговский театр кукол имени А. Довженко, режиссер Виталий Гольцов).
В ней важные ценностные установки проведены не декларативно, а креативно, в игровой форме, именно так, как и должен делать театр для детей. К тому же, сценограф Елена Загребина все сценическое оформление базировала на рисунках 9-летнего (на момент начала работы) Нестора Семенченко, что тоже максимально приблизило спектакль к ее аудитории.
• Лучший поисково-экспериментальный спектакль — «Гамлет», неоОпера-ужас по У. Шекспиру, Ивано-Франковский театр им. И. Франко, режиссер Ростислав Держипильский.
Писано-переписано, сказано-пересказано уже об этом спектакле все, что только можно. Но нужно особенно заметить два момента.
Первый — решающий вклад музыкально-театральной формации NovaOpera: живые ритмы музыки Романа Григорива, Ильи Разумейко и их помощников, голоса актрис Галины Баранкевич, Надежды Левченко, Олеси Пасичняк и другие — пульс, нервы и кипящая кровь этого мощного, даже тотального действа.
Второй момент: было много опасений относительно локации для показа спектакля. Ведь родной подвал театра — с причудливыми внутренностями, будто остатками погибшей цивилизации — дает настолько эксклюзивные возможности для бесконечного обыгрывания его реквизита, что полностью повторить это на другой площадке невозможно.
РЕЖИССЕР РОСТИСЛАВ ДЕРЖИПИЛЬСКИЙ ПОЛУЧИЛ ПРИЗ — «ЛУЧШИЙ ПОИСКОВО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ» — «ГАМЛЕТ», НЕООПЕРА-УЖАС ПО В. ШЕКСПИРУ (ИВАНО-ФРАНКОВСКИЙ ТЕАТР ИМ. И. ФРАНКО)
Однако вестибюль Довженко-Центра — глубокий, с колоннами и «аквариумом» на втором этаже, где, невидимый другим персонажам, ожидал развязки Фортинбрас, — бесспорно, «принял» у себя спектакль. Да и температура в неотапливаемом помещении полностью соответствовала старинному склепу датских королей.
• Лучшим спектаклем камерной сцены стал «Виталик» Виталия Ченского Киевского «Дикого театра» (режиссер — Максим Голенко).
Креативность постановщика и сумасшедший драйв исполнителей (две ипостаси одного героя воплощены Андреем Кронглевским и Алексеем Доричевским) — несомненный актив постановки. Но решающим фактором для решения иностранных специалистов оказался видеоряд спектакля — компьютерная анимация видеохудожника Елены Овраменко, сценография Олеси Головач, дизайн Елены Никулиной. Это — и образность, которая является интернациональной: она не нуждается в переводе и чрезвычайно выигрышно выглядит как на видео, так и вживую.
• Номинацию «За лучший пластический/хореографический спектакль» в настоящее время было решено не присуждать (при случае призываем многочисленные отечественные творческие сообщества этого жанра активнее участвовать в «ИГРЕ»!).
Все же жюри своим специальным призом отметило другой камерный спектакль — «Папа, ты меня любил?» по Д. Богословскому Киевского театра «Золотые ворота» в режиссуре Стаса Жиркова. Очевидно, его непереводимые нюансы и многослойные смыслы, если и не были полностью понятны членам жюри, произвели впечатление не столько, сказать бы, однозначными ответами, сколько вызовами и намеками. Да и отчаянные усилия актеров (в первую очередь, Лилии Цвеликовой, которая вышла на сцену после тяжелой травмы) не могли остаться без отклика.
• Лучшим музыкальным спектаклем в жанре оперы/оперетты/мюзикла признана опера Г. Персела «Дидона и Эней» (ОО OpenOperaUkraine) в постановке Тамары Труновой.
ЦЕРЕМОНИЮ НАГРАЖДЕНИЯ НАЧАЛ БАЛЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОПЕРЕТТЫ ПЛАСТИЧЕСКИМ ПЕРФОРМАНСОМ GRА
Что и не удивительно: это — тот «мостик», который соединяет отечественный музыкальный театр как с европейской классикой, так и с актуальными трендами: барокковая опера XVII—XVIII вв. в настоящее время чрезвычайно популярна, она собирает полные залы по всему миру, проводятся тематические фестивали, воссоздаются исторические инструменты и исполнительские техники. В целом, пока традиционная «опера» не в состоянии преодолеть собственный консерватизм, «Nova» и «Open» опера дают им фору.
• Жюри своим отдельным решением также отметило Александру Студзинскую — за роль Жанны д’Арк в рок-опере «Белая ворона» Г. Татарченко — Ю. Рыбчинского Николаевского украинского театра драмы и музыкальной комедии.
Действительно, прекрасных Жанн д’Арк на украинской сцене всегда было немало!
• В конечном итоге, самый престижный приз — «За лучший драматический спектакль» — отправился в Чернигов (аж два победителя — чем не мини-столица театральной Украины): им отмечено «Вий. Докудрама» Натальи Ворожбит в режиссуре Андрея Бакирова (Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр имени Тараса Шевченко).
Кстати, А.Бакиров стал в 2018-ом двойным «именинником», получив к тому еще и наивысшую государственную награду в сфере театрального искусства Украины — Премию имени Леся Курбаса. При этом он до сих пор заслуженный артист Украины — не время ли обновить статус?
Ведь «Вий» — это квинтэссенция того лучшего, что есть сегодня в украинском театре. Это фарс и философия, это национальная ментальность и планетарные проблемы, это игровая форма и сложная образность, это умение сказать о высоких (и часто затертых) вещах небанально, без лишнего пафоса — но с душевной болью и с надеждой на будущее.
...Несмотря на дебютный характер нынешней «ИГРЫ», команда НСТДУ во главе с Богданом Струтинским в организационном отношении на всех этапах провела ее практически безукоризненно. Конечно, художественный уровень отдельных спектаклей и представительство в отдельных номинациях оставляло желать лучшего, но это «лучшее», надеемся, наступит: фестиваль-премия является не только определением победителей (хотя церемония награждения — самая приятная его составляющая), но и установление творческой «планки», обмен опытом, открытие новых перспектив, стимул для развития.
Теперь у театров есть еще почти месяц, чтобы выпустить свежие премьеры — ведь обратный отсчет уже начат: после Нового года будет объявлено о старте приема заявок на участие в «ИГРЕ-2019».
Играем дальше!