История в красках
Еще 30 лет тому назад такое событие невозможно было представить. Монументальные картины с защитниками Крут и воинами УПА, портреты Михаила Грушевского, Павла Скоропадского и Василя Стуса — все это можно увидеть на VIII всеукраинской биеннале искусства исторического жанра «Украина от Триполья до сегодняшнего дня в образах современных художников». Событие посвятили 100-летию провозглашения независимости Украинской Народной Республики.
В экспозиции представили около 300 работ почти 200 авторов со всех уголков Украины. Традиционно куратором выставки стал художник Александр Мельник. Биеннале проходит в выставочных залах Центрального дома художника Национального союза художников Украины.
ЛИЧНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ОБЩЕЙ ТРАГЕДИИ
«В Национальном художественном музее в советское время видел картину, на которой кулаки с обрезами, такие страшные карикатурные образы, уже убили одного мужчину из продотряда, а его товарищ, еще живой, защищает мешки на телеге. Вора, обобравшего людей, изобразили героем. И это мой дед, которого сделали ничем, такой вор? Это было личной причиной, почему занялся этим проектом. А вторая — что всю нашу историю исказили. Я хотел, чтобы художники показали ее правдиво», — рассказывает Александр Мельник.
НА КАРТИНЕ «УКРАИНСКОЕ РОЖДЕСТВО ПОД КРАСНОЙ ЗВЕЗДОЙ» АЛЕКСАНДР МЕЛЬНИК ИЗОБРАЗИЛ НЕСКОЛЬКО ЭПИЗОДОВ ИЗ СЕМЕЙНОЙ ИСТОРИИ
На новой биеннале есть картина Александра «Украинское Рождество под красной звездой». Она написана по воспоминаниям мамы художника и объясняет, почему тема раскулачивания так его тронула. «На полотне объединил события, которые проходили в разное время. Тогда выставили план хлебосдачи, и семья моего деда его выполнила. План повысили. Мои родные почти ничего не имели, чтобы его выполнить. Тогда деда арестовывают, я показываю это, и сажают в районе в тюрьму. Объяснили, что не выпустят, пока не сдаст то, что требуют. Дед оттуда написал бабе то ли под диктовку, то ли как-то еще: «Наталка, занимай, иначе меня не выпустят». Она пошла занимать», — делится семейной историей Александр Мельник.
Художник добавляет, что деда в селе очень уважали. «Комнезамовцы к нему без стука не зашли бы, они перед ним шапку снимали. Приехали уполномоченные из района, вооруженные — и уже за ними комнезамовцы пошли против всей семьи, — продолжает Александр. — На картине нарисован мальчик с крыльями, как будто рождественский образ, — это мой дядя, которого за ноги выбросили из дома. На земле лежит колыбель с младенцем, которую выбросили на снег. Моих родных — культурных людей, хозяев — сделали нищими».
«И ТВОРИМ, И ВОСПРОИЗВОДИМ НАШУ ИСТОРИЮ»
В целом, на выставке есть работы как известных авторов, так и студентов. Кстати, Александр, который постоянно ищет поддержки для проекта, нашел возможность помочь молодым художникам. Бизнесмен Владимир Колинько выделяет 30 тысяч гривен на стипендии десяти студентам, которые создадут работы на исторические сюжеты.
Кроме изображения событий далекого прошлого, участники биеннале рефлектировали на тему войны, которая продолжается в Украине сейчас. По словам Александра Мельника, художники сами творят и воспроизводят нашу историю. Например, Марина Соченко, которая раньше нарисовала более 60 портретов участников Евромайдана, несколько недель проработала на востоке и сделала серию портретов бойцов.
К тому же в галерее «Мастерская», что на первом этаже Центрального дома художника, можно посмотреть работы победителей открытого конкурса плакатов «1917—2017». Представлены плакаты авторов из 17 стран, от Азербайджана до Чили.
«НАС УНИЧТОЖАЮТ ТЕМ, ЧТО МЫ НЕ НУЖНЫ ГОСУДАРСТВУ»
Выставка могла быть еще разнообразнее. Дело в том, что некоторым художникам, чьи работы отобрали на биеннале, не хватило средств на доставку полотен. Все годы выставка проводится исключительно на энтузиазме самих художников. «Нас уничтожают тем, что мы не нужны государству, — акцентирует Александр Мельник. — На кино, слава Богу, дают деньги — и вы видите, какое происходит его возрождение. А что, изобразительное искусство не нужно? Вскоре будет собираться инициативная группа, чтобы писать министру культуры письма, чтобы что-то выделяли и на изобразительное искусство».
Но, несмотря на невеселые тенденции, участники биеннале уже на ее открытии обсуждали, чему посвятить следующую выставку.
Историческую память, которую пытались, да и пытаются уничтожить, можно сравнить с младенцем на снегу из картины Александра Мельника. Спасти ее помогает VIII Всеукраинская биеннале «Украина от Триполья до наших дней в образах современных художников», которая продлится до 4 февраля.