«Хорошая сатира – это здание со многими этажами»
«Как-то художник Андрей Томялойч из Легницы и Роберт Шецувка из Вроцлава пошли в ресторан, потому что захотели попить пива. И так долго пили это пиво, что придумали конкурс сатиры. Провели его в Легнице, и так началась эта история, которая продолжается уже 41 год», — Гжегож ЩЕПАНЯК, директор Центра культуры в Легнице, рассказывает о появлении «Сатирикона», одного из самых известных в мире конкурсов карикатуры.
В данное время в фондах организаторов «Сатирикона» хранится более 30 000 работ — лучшее из того, что подавали на конкурс в течение четырех десятилетий. Ежегодно на конкурс отправляют более 3 000 карикатур из 55 стран. В 2008-м создали передвижную выставку «Сатирикона», куда вошли работы победителей разных лет. По словам Гжегожа Щепаняка, выставка успела побывать в странах «от Кореи до Канады», экспозицию меняют, добавляя рисунки новых призеров и убирая устаревшие. Еще в 2008-м выставка приезжала в Дрогобыч, а теперь впервые ее можно увидеть в Киеве, в художественном центре «Шоколадный дом».
НЕТ СВОБОДЫ СЛОВА? РИСУЙ!
В экспозиции около 150 работ. Большинство авторов родом из Польши, есть работы из Болгарии, балканских стран, Румынии. Представлены и украинские авторы, например, Юрий Кособукин, который в 1996-м получил золотую медаль «Сатирикона», Виктор Кудин, Олег Дергачев, Владимир Казаневский, также можно увидеть карикатуру Виктора Богорада — постоянного автора «Дня» из Санкт-Петербурга, которого отметили еще в 1987-м.
МЕХДИ АФРАДИ (ИРАН), ХХХ. «САТИРИКОН»-2014, НАГРАДА
«Карикатура очень хорошо развивается в странах, где нельзя говорить обо всем откровенно, например, в Иране, там много сильных авторов, — делится наблюдениями Гжегож Щепаняк. — Если страна свободна, если можно открыто говорить обо всем, художники отходят от карикатуры, занимаются другими делами. Мы задумались, в чем дело, и решили, что нужно говорить о карикатуре с молодыми авторами. Следует спросить, какой вид карикатуры их интересует, как они видят это направление. Мы это делаем: ежегодно приглашаем на «Сатирикон» Академию искусств из Варшавы, и ее студенты показывают свое виденье карикатуры. Эти молодые люди готовят специальную выставку, которая проходит в рамках конкурса, по итогам готовится каталог. Так молодежь открывает «Сатирикон» для себя, и потом, скажем, в следующем году, эти авторы сами отправляют работы на конкурс».
НОВЫЕ ПРОСТРАНСТВА
В украинской прессе нечасто можно найти место для карикатуры. «День» здесь является скорее исключением — на наших страницах регулярно выходят рисунки того же Виктора Богорада, до сих пор актуальны работы Анатолия Казанского, который работал в газете в 1990-х, тогда как в целом ситуация невеселая. Впрочем, отмечает Гжегож Щепаняк, похожие проблемы есть и в Польше, и в других странах.
«Времена изменились, сегодня все происходит в интернет-пространстве, — констатирует директор Центра культуры в Легнице. — Думаю, еще нет виденья, как реализовываться в интернете. Вот открываешь какой-то сайт и видишь определенные фото с комментариями. Такого много. Тоже сатира, но она неинтересная. Ты улыбаешься или нет — и конец. А на наши работы можно смотреть через год, два, три, знаешь, кто здесь изображен и будешь смеяться, найдешь что-то новое в той или другой работе. Поэтому я считаю, что хорошая сатира мощно войдет в интернет. Она уже туда заходит, но там еще нет своей газеты «Шпильки» (знаменитый польский сатирический еженедельник, существовавший с 1935-го по 1994-й. — Ред.). Но, думаю, это будет».
«ДЕЛАТЬ КАРИКАТУРУ ИЗ КЛИПАРТОВ — ЭТО САМОУБИЙСТВЕННЫЙ ПУТЬ»
В Киеве организацией выставки занимался Константин КАЗАНЧЕВ, председатель Ассоциации карикатуристов Украины. Впервые он узнал о «Сатириконе» в 1980-х годах, когда только начинал рисовать, около десяти раз отправлял туда свои работы.
«В целом, в конкурсе принимают участие многие украинские авторы, ведь наши карикатуристы входят в пятерку-шестерку лучших в мире. Вообще, у нас много связано с Польшей в плане карикатуры: это журнал «Шпильки», который наши художники зачитывали до дыр, это вообще интерес к уникальной манере польской карикатуры. Разговаривал с польскими художниками, спрашивал, почему так происходят, а они говорят — у нас было мало красок», — смеется Константин.
ВИТОЛЬД МИСИРОВИЧ (ПОЛЬЩА), КОРОЛЬ. «САТИРИКОН»-1995, НАГРАДА ДИРЕКТОРА ОТДЕЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ВОЕВОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ЛЕГНИЦЫ
На выставке интересно отслеживать, как в течение десятилетий менялась карикатура. Узнаешь много персон, многие проблемы до сих пор актуальны, в то же время меняется их подача.
«Самые старые работы на выставке — это более схематическая карикатура, и чем дальше, тем профессиональнее она становится, — замечает Константин Казанчев. — Профессиональных художников-карикатуристов буквально единицы. Многие приходят в карикатуру из других областей, это архитекторы, инженеры. Тем не менее, уровень мастерства растет. Плюс пошла компьютерная графика, которая дает определенные возможности тем, кто рисует плохо».
Но, подчеркивает Константин, даже с компьютером нужно уметь рисовать. «Раньше многие думали, что сейчас вот купят компьютер и станут самыми известными, но такого не бывает. Компьютер сам ничего не делает, он помогает. Нужно знать, как рисовать, знать композицию, законы светотени, то, как построить сюжет, — продолжает председатель Ассоциации карикатуристов Украины. — Большую роль играет техника, которую ты выберешь, нужно найти свой стиль. Делать карикатуру из клипартов — это даже не тупиковый, а самоубийственный путь, так никогда ничего не добьешься».
БОЛЬШИЕ КОНКУРСЫ В МАЛЕНЬКИХ ГОРОДАХ
Кстати, о самой Легнице. Это город под Вроцлавом когда-то называли «маленькой Москвой», потому что там длительное время стояли разные советские военные формирования. То, что в небольшой Легнице (немногим более 100 000 населения) проводится один из самых престижных конкурсов карикатуры, вписывается в общую тенденцию.
«Большинство международных конкурсов карикатуры проходит в маленьких городках. В столицах — редко, можно перечислить на пальцах одной руки. Например, Стамбул, но это не столица. В Риме несколько раз проводили конкурс, больше его нет, — говорит Константин Казанчев. — В то же время один знаменитый конкурс проводят в Бельгии, в городе, где 12 тысяч жителей, это село по нашим меркам. Большой конкурс проводится в небольшом датском городке. В большом городе много культурных мероприятий: театры, кино, есть торгово-развлекательные центры. А в маленьком городе этого не так много, потому там такое событие имеет значительно большее значение».
Сейчас есть уникальная возможность увидеть лучшие работы за 41-летнюю историю «Сатирикона» просто в центре Киева. «Мир изменяется, но сатира остается зеркалом, в котором мы видим себя такими, какими мы есть, — рассуждает Гжегож Щепаняк. — Говорят, что история, которую кто-то записал, — это не история, а то, что кто-то записал. А здесь настоящая история. Здесь на выставке есть работа 1979 года, подумайте об этой истории сейчас — это настоящая запись того времени. Хорошая сатира — это здание со многими этажами. Разглядывайте каждую работу немного дольше, чем минуту, и увидите разные работы».
Наверно, вы слышали, что смех продлевает жизнь, а еще он улучшает тонус мышц лица. Поэтому не пропустите выставку «Сатирикона», которая продлится в «Шоколадном доме» до 28 ноября.