Когда у нации вождя нет, тогда вожди ее - поэты
Евгений Маланюк, украинский писатель, поэт

«Моцарт живописи» и... авантюрный роман

В зале Национальной академии искусств Украины впервые представлены работы мастера из Турции Бедри Байкама

Я познакомилась с художником лично и увидела не только десяток его созданных в последние годы огромных картин, которые в настоящее время демонстрируются в зале Академии, а еще около двадцати книг, написанных им и о нем. Кроме того имела возможность неформально пообщаться с этим красивым, темпераментным и изысканным мужчиной и его женой, журналисткой Сибел...

ЖИВОПИСЬ, КИНО, ТЕАТР И МЕНЕДЖЕМЕНТ

Жизнь незаурядного художника тянет на авантюрный и оптимистичный  роман. Воспитание Бедри Байкама и впоследствии само его творчество демонстрируют путь человека свободного, творчески деятельного во многих художественных направлениях.

Мальчику повезло, что его талант был не только замечен родителями,  поддержан, но и предоставлен вниманию окружающего мира. Бедри было всего шесть лет, когда состоялась его первая персональная выставка в родном городе — Анкаре. А  первая критическая статья появилась в газете в июне 1963 г., следующие, уже в газетах и журналах других стран. Его выставка на то время совершила путешествие по Европе — (Берн, Женева, Париж, Рим) и попала в Америку. Парижский журнал «Фигаро» назвал его «Моцартом живописи» и «Вашингтон пост» также не обошел вниманием выставку талантливого ребенка. Ажиотаж вокруг приобретения произведений юного гения ради перепродажи или вложения денег приобрел нездоровый оттенок, поэтому родители отказались продавать работы сына.

В юношеские годы Бедри Байкам увлекся кино, театром, актерством и секретами киноиндустрии и театрального менеджмента. После триумфа персональных выставок художника в Европе и Америке родители отправили талантливого парня в школу в Швейцарии, чтобы он приобрел там необходимую для парня дисциплину и выучил самые употребляемые в мире европейские языки, так что ничего необычного не было в том, что учиться юный Бедри в 1975 году поехал в Париж. Состояние родителей и собственно талант молодого художника позволили ему поступить в Сорбонну и получить квалификационную степень МВА по менеджменту и театральному и кино-продюсированию. И что, гениальный в детстве художник изменил себе? Выучился на руководителя среднего звена? Диктат родителей? Трезвое рассуждение самого Бедри? Что бы это ни было, но стремление обеспечить стабильное будущее не перекрыло юноше пути к творчеству и профессиональной учебе. Поэтому молодой художник параллельно поступает в еще один вуз для того, чтобы изучать. основы драматургии в  L’Actorat в том же Париже. И здесь он рисовал, как всегда, много. Теперь это преимущественно были  рисунки на бумаге — уличные сценки, пейзажи, обнаженные. Рисовал преимущественно углем или китайскими чернилами.

Время, проведенное во Франции, дало большой опыт, и все же его неотвратимо влекло к визуальному искусству и образотворчеству с ним связанному. Тогда он задумался о приобретении систематизированных знаний и умений и отправился в США, поступил в  Калифорнийский колледж искусств и ремесел в городе Окленд, где изучал живопись и кинопроизводство.  Художник значительно расширил палитру своих инструментов от акварелей и рисунков перешел к графическим тиражным техникам, взялся за живопись маслом и годами серьезно ее трансформировал — от пастозного письма к прозрачному и переходу на акрил. Так его заинтересовали, в частности, графити, коллажи на фанере, где смешивается живопись с предметами, масляная краска исчезает, он активно  использует спреи — это дает возможность работать быстрее, активнее. Смелый синтез техник и художественных инструментов, который стал теперь основой творчества Бедри Байкама, зародился именно здесь, в Америке.

«НОВЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ» И «КОРОБКА ДЕМОКРАТИИ»

После двенадцати лет учебы за пределами родины и путешествия по миру в 1987 году он вернулся в Турцию и поселился в Стамбуле.

Талант Бедри Байкама оказался разносторонним. Он написал несколько сценариев, много критических статей и выступлений, а впоследствии даже остросюжетный роман «Кость», изданный в 2000 году на турецком, а в 2005-м — на английском. Именно на Родине художник, кажется, начинает реализоваться в полную силу.

Много работает творчески и экспонирует свои работы. Кроме того, Бедри Байкам занимает активную общественную позицию, он отстаивает право человека на свободное развитие и демократию и становится лидером не только художественного движения «Новый экспрессионизм», но и членом Ассоциации памяти Ататюрка, одним из основателей Международной ассоциации художников турецкого национального комитета и возглавляет «Патриотическое народное движение». А в октябре 2003 года Бедри Байкам боролся за пост Президента Турции от «Республиканской народной партии».

В 2006 г. он создал Центр современного искусства «Пирамида» в Стамбуле, где организует выставки, издает книги и альбомы. «Пирамида» Бедри Байкама является одним из активнейших и независимых центров современного искусства Турции.

...В 2011 году премьер-министр Турции  Эрдоган  во время своего визита в город Карс назвал «Памятник гуманизма», который символизировал армяно-турецкое примирение, ужасным и призвал его ликвидировать. Это сразу стали воплощать в жизнь. Бедри Байкам был из тех, кто первым поднялся на защиту монумента со словами о том, что для его народа чрезвычайно важен  армяно-турецкий диалог и карский памятник — его единственный важный символ.  Зато Эрдоган демонстрировал открыто враждебное отношение к Армении. Во время одного из протестных собраний, организатором которого был Бедри Байкам, художник и его помощница подверглись нападению мужчины с ножом и были ранены. Никто не сомневается в том, что нападение было связано с гражданской позицией художника. Но даже такой поворот событий не остановил Бедри Байкама в его деятельности, как творческой, так и общественно-политической.

На выставке Международной Стамбульской Биеннале 2017 года, которая проходила под девизом и темой «Хороший сосед» и где всплывали неудобные вопросы о политической ситуации в Турции, ее кризисе и других проблемах, Бедри Байкам продемонстрировал свою работу, названную «Коробка демократии». Она представляет собой телефонную будку, которая, по словам автора, «...является квадратным метром свободы, свободным пространством, где ты можешь делать все, что захочешь. Здесь бывали даже пары, которые занимались любовью...» Этот объект позиционируется как «частица турецкой демократии».

«ИЗБРАННОЕ ЗА 10 ЛЕТ»

И вот незаурядный художник приехал с персональной выставкой произведений по приглашению Национальной академии искусств Украины. Назвал ее просто: «Бедри Байкам. Избранное за 10 лет».

Посредине зала инсталлирована огромная серебристо-золотистая «The hard job of Living» рама с письменами на ней, через которую, как через видоискатель можно было сконцентрировать для себя то, что открывается собственно тебе, — вся  экспозиция, какая-то определенная картина, зрители или сам художник. У Бедри есть целая серия таких «пустых» рам. Они разного цвета и фактуры и дизайна — серебряная, золотая, черная, красная...  Через красную на Венецианской Биеннале 2015 охотно проходили невесты, загадывая желание на счастливое будущее. Каждая инсталляция несет в себе сообщение от автора и в то же время дает пространство мыслям и ассоциациям каждого отдельного зрителя, который  сможет сосредоточиться и включиться в игру, которую диктует и автор, и каждая новая ситуация, тема, ракурс зрения.

Внимательно посмотрев экспозицию, поймала себя на том, что, увлекшись, провела немало времени в зале и мои коллеги также уже ознакомились с картинами. Было приятно слышать от требовательных и придирчивых профессионалов удивленно-доброжелательные отзывы о том, что работы очень интересные.

Картины артистические — чувственные и захватывающие. Полотна наполнены интересными историями и символами, которые считывать — одно удовольствие. А чтобы удержать внимание зрителя, Бедри Байкам, как опытный режиссер-постановщик, выхватывает определенные визуальные приемы из творческой области «волшебного фонаря», а также добавляет элементы киноязыка и театральных мизансцен, внимательно выстаивая драматургию каждой работы. Для воплощения таких идей художник непринужденно совмещает традиционные техники и новейшие технологии.

Он один из первых, если не единственный, осмелился использовать в картинах эффект лентикюлар (lenticular). Напомню, что лентикюлар — вид полиграфической продукции, отличающийся тем, что позволяет создавать анимационное изображение с пространственным эффектом, так называемое стерео— и вариоизображения. Массовое производство этой продукции было освоено в 1970-х в Японии. Это то же стереозображение, которое известно нам с детства по забавным переливным картинкам, где, например, красавица на переднем плане поднимает бокал вина и подмигивает зрителю, а на втором — открывает глаз и выпивает вино, или Дед Мороз достает подарки из мешка у елки и т.п.

Бедри Байкам гордится своими картинами с такой дополненной реальностью, называя их 4 D, и говорит, что это особая турецкая магия или что-то вроде ковра-самолета для каждого. Ведь в зависимости от угла зрения мы видим разные изображения. А здесь еще выстраивается иллюзия очень глубокого пространства с разнообразными планами. И это буквально привлекает нас к участию, к погружению в глибину и к раздумиям и переживаниям.   

Бедри Байкам по натуре перфекционист — активно избегает делать то, что делают все, и тем более не любит повторяться. Он восторженно воспринимает и прорабатывает всемирное художественное наследие в поисках в его лабиринте собственных путей. При этом явно видит и демонстрирует, как его собственная творческая история вырастает из всемирной.

Тема гарема, его места в  Османской империи и в представлении и интерпретациях европейцев и его собственной, проходит сквозной через все представленные работы. Здесь и собственное восторг художника по отношению к женщинам вообще и женщине как архетипу; и страстное желание владеть всем этим прекрасным женским миром и самоирония и тонкий стеб над собственными восторгами и желаниями, а с ними и стереотипами, которые сложились в головах целых поколений.

В демонстрируемых полотнах находим знакомых героев художественных или кинопроизведений. В «Поцелуе. Посвящении серии Мунка» (The Kiss. Homage to Munch Series. 4D. 185х120, 2010) фигуры с полотен Эдварда Мунка, которые застыли в страстном поцелуе, уходят в перспективу на разных уровнях и планах. В каждом из них отражена еще частица жизни автора и отблеск зрительского опыта.  А в картине «Как объяснить историю живой улитке и мертвому зайцу» ( How to Explain History to а Live Snail and Dead Hare 4D, 180х240, 2009) композиционный и смысловой коктейль, составленный из ярких ингредиентов: фрагментов религиозной композиции со времен Возрождения с огромным зеленым слизнем, и знаменитой обезумевшей Моны Лизы; здесь пярят в небе самолеты, как чайки, а чайка парит, как будто само лет, и все это корреспондируется с героями рекламы начала прошлого века и героем фильма ужасов с мертвым милым зайцем на руках. 

Картины Бедри Байкама представленного десятилетия выразительно демонстрируют движение тенденций мирового искусства и собственно турецкого художника от неоэкспрессионизма, постмодернизма к так называемому метамодерну.

Выставку «Бедри Байкам. Избранное за 10 лет» можно увидеть до 7 апреля.

Олеся АВРАМЕНКО, искусствовед. Фото Руслана КАНЮКИ, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів