«МУЗЕЙ-COUTURE»: легенды и мифы старинной одежды
Захватывающий проект представил Музей Ханенко. Около 30 реконструкций одежды XIV-XX веков соотносятся по времени с экспонатами из коллекции заведения. Здесь и забавные «геральдические» костюмы XIV века — наряд, полностью расшитый символами рода, и металлические доспехи, и пышная мужская одежда, украшенная сотнями жемчужин. Кураторы выставки Анастасия Мацело и Александра Сакорская вместе с реконструктором Сергеем Гуньковым и Екатериной Ляшенко, основательницей дизайн-студии «Десятое королевство», которая реконструировала старинную одежду, открыли некоторые секреты нарядов прошлых веков. Делимся интересными фактами.
КТО В МИРЕ САМЫЙ МОДНЫЙ?
В каждом веке была страна, которая определяла мировые тренды в одежде. Так, в начале XVI века это была Италия, затем — Испания. Итальянские костюмы были откровенными. Испанцы любили одежду черного цвета. Потом началось покорение Америки, и так подчеркивали белизну кожи, «голубую кровь», рядом с туземцами. Также, поскольку испанцы были очень религиозными, костюмы делали жесткими и закрытыми под шею.
Немцы никогда не задавали моду всему миру и отличались от всех пристрастием к отделке. Здесь любили богато декорированную одежду: большие береты с перьями, платья со множеством разрезов и шнурков.
МЯГКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ ДОСПЕХОВ
Металлические латы рыцаря XV века весили 20-25 килограммов. Под доспехами с многочисленными изгибами и резьбой носили армдублет, похожий на длинную рубашку. Эту одежду шили из нескольких простеганных слоев ткани. Армдублет шнуровкой крепился к латам. Эту одежду иногда подшивали полотнами кольчуги для защиты предплечий, плеч и паха. На ноги надевали своеобразные чулки — шоссы. Специальные обмотки на коленях смягчали ношение доспехов. В латы вшивали перчатки, очень тонкие на ладонях — чтобы руки хорошо чувствовали меч и не потели.
Латные ботинки сабатоны имели длинные носки — с ними рыцарь крепко держался на лошади. На земле оруженосец снимал эти носки, и под ними оставалась обувь, по форме максимально похожая на обычные ботинки из кожи.
Кстати, во время Второй мировой войны немцы делали каски похожие на средневековый шлем — саладу. Такой шлем закрывал затылок и лоб — до глаз.
ТАИНСТВЕННАЯ ГВАРДАИНФАНТА
Долго считали, что знаменитый портрет испанской инфанты Маргариты Австрийской написал легендарный Диего Веласкес. Изображение принцессы в полный рост хранится в мадридском музее Прадо, поясной портрет — в Музее Ханенко. Думали, что Веласкес создал обе картины около 1660 года. На портрете юная принцесса стоит в помпезном платье, ее руки едва дотягиваются до краев широкой юбки — такой наряд называли «гвардаинфанта». Недавно установили, что такое платье Маргарите впервые сшили по случаю официальной помолвки в 1664 году. На тот момент первого королевского живописца Дона Диего де Веласкеса уже четыре года как не было в живых. Его должность придворного художника занял Хуан Батиста дель Масо — скорее всего, он и является автором обоих портретов.
С самой гвардаинфантой, похожей на корабль, связано множество легенд. Современники высмеивали это платье, наряд осуждала инквизиция. До настоящего времени не дошла ни одна гвардаинфанта. Для реконструкции этого наряда пользуются историческими документами, дневниками дам, собственно, картинами Веласкеса и других художников его эпохи.
Силуэт гвардаинфанты образовывал каркас из китового уса, металлических или деревянных деталей, которые крепили на талии кожаными ремешками. Чтобы эта постройка не натирала тело, надевали несколько тонких нижних юбок. Спереди платье выглядело почти как прямоугольник. Из-за каркаса в гвардаинфанте можно было только стоять.
Скорее всего, название платья не связано с названием титула «инфанта». Испанское выражение «guarda (ta) infanta» дословно переводится как «спрятанное дитя». Существует версия, что этот фасон придумали французские портнихи, чтобы аристократки скрывали нежелательную беременность.
Отец инфанты Маргариты испанский король Филипп IV запретил гвардаинфанты в 1639 году. Постановление отменили лишь в 1665-м. Но придворные модницы позировали в гвардаинфантах и во время действия запрета.
Существует немало выдумок об опасной для здоровья одежде древних времен. Впрочем, довольно удобными были платья эпохи ампир — начала XIX века. Под этот наряд надевали лишь небольшой корсет, юбка — без всяких панцирей под ней — доходила до пола. Ампирные платья делали довольно прозрачными: сквозь них мог просматриваться силуэт женской груди. Дамы иногда сбрызгивали верх платья водой, чтобы больше подчеркнуть формы. Неудивительно, что в таком тонком платье дамы мерзли и часто простуживались. Поэтому, в моду вошли шали из шелка и шерсти, в которые заматывались женщины.
ТОСКА ЛЕТНЕЙ АРИСТОКРАТКИ
Костюм бывает коварным: может «подсказать» дату создания какой-нибудь картины, а может, наоборот, запутать. В 1930-м художник Эгон Йозеф Коссут создал портрет княгини Марии Терезы Оливии Хохберг фон Плесси — аристократки родом из Англии. На портрете княгиня, знаменитая красавица начала ХХ века, изображена в персиковом платье, с богатым меховым манто и множеством украшений. Но в 1930-е годы, в период «Великой депрессии», так не одевались. Наряд был простым, ярким, а о драгоценностях забыли до более счастливых времен. На портрете княгиня фон Плесси одета по моде 1910-1915-х годов, времен ее молодости. При этом естественный макияж аристократки как раз соответствует трендам 1930-х годов. Видимо, красавица, старость которой была одинокой и скромной, из-за ностальгии позировала для портрета в наряде времен молодости.
СРЕДНЕВЕКОВАЯ МОДА СЕГОДНЯ
Одежда XX и XXI веков многие детали позаимствовала из давних времен. В 1930-е годы модницы любили одевать под юбку каркас «панье». Подобные вещи носили под платьями во второй половине XIX века, и в XVI веке — вспомним те самые гвардаинфанты. Только панье были значительно легче предшественников: их делали из накрахмаленной ткани, пластмассы или тонкой проволоки.
Шоссы, которые в Средневековье носили женщины и мужчины, стали «предками» чулок. Этот вид одежды вязали из шерсти, одевали отдельно на каждую ногу и крепили к платью шнурками. Иногда к подошвам шосс привязывали то жесткое — получалась длинная обувь.
Поэтому, вдохновляйтесь модой прошлых веков и открывайте секреты художников на выставке «МУЗЕЙ-COUTURE», которая продлится в Музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко до 7 июня.