Неугасимая звезда троицкой живописи
Язык декоративной росписи радужный, с его помощью можно выражаться ярко, сочно. Радужные прекрасные цветовые гаммы позволяют петь очень ярко. И я использую эту силу цветов, чтобы как можно лучше, понятнее показать, что народным искусством декоративной росписи можно многое сказать зрителю.
Символика народного искусства тем и прекрасна и понятна всем людям – прежде всего простотой формы и ясностью исполнения. Здесь больших тайн нет. И именно в этой простоте и ясности и заложена глубокая философская мысль, и мудрая народная фантазия, которые вместе дают зерно плодородию и таланту.
(Р.М. Палецкий,1973).
10 января исполнилось 90 лет со дня рождения талантливого мастера, художника-самоучки, заслуженного мастера народного творчества Украины Ростислава Палецкого (1932-1978).
Простой селянин Ростислав Михайлович Палецкий из Троицкого — новатор в жанре национальной декоративно-прикладной росписи. Творил собственные орнаментальные композиции с ярким национальным колоритом, прибегал к стилизации исторических личностей и известных литературных персонажей, особый интерес испытывал к казацкой тематике, героическому эпосу украинского народа. Художник-орнаментист Р. Палецкий первым из народных мастеров в Украине зашифровывал в кружеве узоров героическое прошлое нашего народа — славное украинское казачество. "Гомоніла Україна", "Характерник Иван Сирко", "Казак Верига", "Гамалия", "Иван Богун", "Казак в бою", "Петр Сагайдачный", "Богдан Хмельницкий", "Гонта в Умани", "Гулял Максим», «Запорожцы за Дунаем» – это неполный перечень его картин, посвященных вековой борьбе украинского казачества, гайдамаков и опришков против угнетателей и поработителей украинского народа. Самобытный художник создал циклы картин по мотивам драмы-феерии Леси Украинки «Лісова пісня», творчества Александра Довженко, Григория Сковороды, Ивана Котляревского, Михаила Коцюбинского, Григория Квитки-Основьяненко, Ивана Нечуя-Левицкого, Николая Гоголя, верований славян, фольклора и т.д. Довольно плодотворно и удивительно мастерски воспроизводил в своих узорах творчество Тараса Шевченко.
Ростислав Палецкий родился 10 января 1932 года в селе Кохановка Троицкого района (позднее Ананьевского) в простой, но талантливой селянской семье Михаила Кондратьевича и Килины Иосифовна.
«Рисовать я начал с детства. Завороженно смотрел, как мать разукрашивает дымоход или печь, а перед Пасхой колдует с красками над писанками. Или когда отец расписывает сундук или стулья. И вот однажды я словно почувствовал зов к этим народным узорам», — записал своем дневнике в 1973 году уже известный художник.
А открыл Украине и миру народного художника Ростислава Палецкого директор Одесского музея западного и восточного искусства И.И. КОЗИРОД.
«Так уж сложилось, – вспоминает 98-летний ветеран войны и труда Иван Иванович, – что меня часто привлекали в комиссию по отбору образцов народного творчества для участия в областных и республиканских конкурсах и выставках. В этой ипостаси судьба свела меня с Ростиславом Палецким из села Троицкое Любашевского района, тогда еще просто способным художником-любителем. Сначала он рисовал сельские картинки, пейзажи. А в 1968 году представил на выставку композицию, в центре которой была паляница, обрамленная веночиком барвинка, а от хлеба, как лучи, отходили колосья. За простотой формы проступали выразительность, любовь к земледельческому труду, колоритность. Потому и предложил Ростиславу сосредоточиться именно на жанре декоративной росписи. Я не раз встречался с ним, сравнивал удачное и неудачное, искренне радовался каждой его художественной находке. Он быстро почувствовал, что с помощью языка цветов, символики, цвета, орнамента можно раскрывать образы и события. Кроме традиционной тематики, смело вводил в свои композиции яркие образы, созданные классиками украинской литературы Тарасом Шевченко, Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским, Иваном Котляревским, героев национально-освободительной борьбы Ивана Сирко, Ивана Богуна, Петра Конашевича-Сагайдачного и других. Как художник он рос очень быстро — всего лишь через три года занятий стал заслуженным мастером народного творчества. В то же время он, увлеченный фантастическим миром утонченных аллегорий и символов, все чаще ощущал свою незащищенность в среде, где исповедуется практицизм».
С этой яркой декоративной композиции «Хлеб» и начался взлет простого колхозника из Троицкого как самобытного народного художника.
РАСЦЕТ НАРОДНОГО ТАЛАНТА
«Весомый вклад в развитие нашей троицкой живописи внес специалист одесского Дома народного творчества Василий Феодосиевич Краснощек, который также побудил Палецкого взяться за возрождение местной декоративной живописи. И началось изучение народной настенной живописи, которая была распространена в Троицком. Оказалось, что у нас были мастера, которые расписывали стены, печи, писали прямо на бумаге. Рисунки потом продавали на ярмарках – их покупали и украшали дома к праздникам. Именно декоративная живопись лежит в основе всех этих «рушниковых» мотивов, которые у нас распространены, — поделилась воспоминаниями талантливая троицкая художница и педагог Лариса Бабинец. — Лично Палецкий открыл мне большой мир искусства. Сумел открыть орнамент, потому что мне, семикласснице, было непонятно, как можно рисовать то, чего я не вижу. Для меня это было откровением, потому что программа тех лет не предусматривала развития фантазии у детей. Что такое народное искусство, для меня было тайной. Мне его открыл Палецкий. Хотя у меня совсем другой стиль, отличающийся от стиля Палецкого, потому что у него свое было мировосприятие, у меня свое».
Тогда в райцентре Троицкое успешно действовало литературно-художественное объединение «Степной колос», главным стержнем которого был Ростислав Михайлович, возглавлявший местный клуб. В своем дневнике он записал: «Радует меня то, что молодежь, которая начала заниматься декоративной росписью, как-то пошла по верному пути. Это, наверное, потому, что десять тематических выставок народного творчества тружеников села дали им это направление. При серьезном отношении к себе мастерами декоративной росписи могут стать Лариса Бабинец, Иван Дихтеренко, Виктор Жикол, Людмила Игнатова, Слава Дикусар, Людмила Шарапановская и другие. Здоровая фантазия есть и в росписях брата Юры, который может создавать любые композиции, в большинстве своем сказочного направления. Однако иллюстрации у него тоже очень оригинальные.
Народные таланты есть везде, однако не все они выявляются. А бывает и так, что вовремя не поддержанный огонек понемногу угасает. Буйному цветению народного творчества в селе Троицкое способствовало то, что люди как-то серьезно любят это дело и все свободное от работы время отдают народному искусству. Я тоже работаю в колхозе «Маяк» вот уже более семнадцати лет. И всю свою сознательную жизнь несу в душе огонь искусства».
Со временем, изучая символику цвета и орнамента на сорочках, писанках и рушниках, Палецкий понял, что на языке цветов и цвета можно говорить. Он стал более детально подбирать и упорядочивать на листе линии, которые помогали бы зрителю передавать свои мысли. У мастера углубился интерес к казацкой тематике и героическому эпосу нашего народа. Он активно и вдохновенно работал, создавая огромные яркие росписи.
В течение 1970-75 годов Р.М. Палецкий удивительно плодотворно занимается развитием южно-декоративной росписи и выставочной деятельностью. Его колоритные картины успешно демонстрировались на выставках в Одессе, Киеве, Ленинграде, Москве, Измаиле, музеях Т.Г. Шевченко и Леси Украинки, в Каневе, Полтаве, Чернигове, Львове. Ими изумлялись поляки, болгары, немцы, чехи, итальянцы и японцы. В общей сложности Палецкий имел более 10 тематических выставок из 50-60 работ каждая.
В 1971 году троицкий гений получил бронзовую медаль лауреата Всесоюзной выставки, звание «Заслуженный мастер народного творчества». Через два года документалистка Майя Яковлевна Линийчук сняла фильм «Неувядающие краски» о творчестве мастеров Троицкого.
Сам Ростислав Палецкий, не купаясь в славе, приложил немало усилий, чтобы в новом Доме народного творчества открыть студию декоративной росписи для детей и единомышленников. Создал историко-краеведческий музей, боролся за сохранение храма Ивана Богослова в с. Покровка.
«ОГОРЧЕНИЙ — МОРЕ»
Правда, активная деятельность членов объединения «Степной колос» и популярность Палецкого создавали нежелательные хлопоты для руководителей культуры и партийных органов, ведь он возрождал национальное сознание, что считалось преступлением в советской системе.
С началом новой волны репрессий против украинской интеллигенции, так называемых шестидесятников, к которым относили Р.М. Палецкого, его критикуют за «идеализацию казачества». Издательство «Мистецтво» отказалось издать альбом его росписей. Довольно цинично поступили и со студией декоративной росписи: ей предоставили статус детской художественной школы, а художника за отсутствие профессионального образования уволили. Не приняли его и в Союз художников. Еще «доброжелатели» и завистники из местных анонимно информировали компартийные органы, что Палецкий скатывается к популяризации национализма.
Фактически в последние годы Ростислав Палецкий находился под пристальным наблюдением карательных органов. Все письма Палецкого начали тщательно перечитывать спецслужбы.
В конце 1975 года он написал пророческие стихи:
Я не плачу, не жалію,
Що весни не зустрічав.
Не розквітнувши, старію,
Геть згасивши серця жар.
Що ж, така моя стежина -
Йду по ній до небокраю,
Відгоріла вже жарина,
Я ж помалу догораю!
«Благородное искусство, — признавался Палецкий в письме своему преданному другу Ивану Козироду, — не дало мне ничего, кроме огорчений… Огорчений — море».
7 марта 1978 года в собственном доме «неизвестные преступники» убили Ростислава. Жена Мария Лазаревна, вернувшись с работы, нашла мужчину в луже крови с проломленным черепом. Вдова, напуганная анонимными угрозами, за бесценок продала дом и уехала к родственникам в Одессу. Перестал рисовать его младший брат Юрий, притихли другие ученики.
«После трагической гибели Ростислава Михайловича все распалось. Куда делись те, кто сегодня называет себя его друзьями. После того, как «Голос Америки» сообщил, что Палецкий был убит «кагбестами», все замолчали. Выбросили на улицу то, что было собрано в нашем Доме народного творчества», — поделилась печальными воспоминаниями Лариса Бабинец.
Недолго, только девять лет, создавал удивительные росписи троицкий мастер Ростислав Палецкий. Но благодаря вдохновению и трудолюбию из-под его кисти вышли сотни удивительных орнаментов. Многие художественные произведения погибли в пламени и под сапогами невежества, непонимания и зависти. А сохранившиеся удивляют свободолюбием, мастерством исполнения и свободным полетом замыслов Мастера.
Убийство художника неизвестными в собственном доме не раскрыто до сих пор. Хотя еще тогда — в далеком 1978-м — земляки догадывались о причине. Время было не для людей, свободных духом и национально сознательных.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ УЧИТЕЛЯ
После гибели основателя троицкой художественной школы самая талантливая его ученица-последовательница, учительница истории Лариса Николаевна Бабинец возглавила сельское учреждение культуры и организовала студию декоративно-прикладной росписи «Дивоцвіт». Она не дала угаснуть той искре художественной жажды, которую разжег Палецкий в сердцах троичан, а продолжила художественные традиции своего Учителя, усовершенствовала художественный стиль и колоритность узорных форм. И сегодня она вместе с детьми продолжает живописать удивительное жизнеутверждающее цветочное кружево.
Десятилетиями жизнь и творчество троицкого художника Р. Палецкого умалчивались.
Начало ХХІ века ознаменовалось бурным интересом к творческому достоянию народных мастеров прикладного искусства, и особенно к загадочной личности Ростислава Михайловича Палецкого, занимавшегося своим загадочным ремеслом в селе Троицкое на севере Одесчины. История этого живописного села уходит в седую старину, как и загадочное сакральное растительно-знаковое орнаментирование наших предков. В 60-80 годах прошлого века благодаря Палецкому, простому сельскому жителю, оно оформилось в традиционный южный, степной стиль декоративно-прикладной росписи.
В 2007 году его творческим наследием воспользовался Одесский областной центр украинской культуры, возглавляемый Натальей Гончаровой (ныне Валентиной Витос). При поддержке Одесского областного управления культуры и туризма облгосадминистрации и председателя общественной организации «Интеллектуальный форум» (г. Одесса) Алексея Козаченко была учреждена художественная премия имени Ростислава Палецкого. Каждый год вручается она лучшим художникам Одесчины. Активно присоединились к этой акции благотворители БФ «Родной край» из Любашевщины.
В 2008 году в Киевском музее украинского народного декоративного искусства экспонировалось более шестидесяти полотен Ростислава Палецкого из коллекции музея и частных собраний искусствоведа Ивана Козирода и художника Александра Гаркавченко из Одессы. Это была первая посмертная выставка знаменитого троицкого художника. Открытие выставки началось с просмотра чудом сохранившегося документального фильма «Неувядающие краски», снятого в 1973 году. Тогда же был представлен альбом произведений Ростислава Палецкого, над созданием которого поработали одесские искусствоведы Тамара Михайличенко, София Шеренгова, Анатолий Пасичный и который вышел в свет благодаря содействию семьи одесских меценатов Волошиных.
Дело своего талантливого наставника продолжает народная художница Лариса Бабинец. Нерастраченным художественным потенциалом обладает ученик Палецкого Николай Притыкин. В Любашевке учит детей росписи Елена Шлода. Популяризируют наследие мастера директор Троицкого Дома народного творчества Александр Славинский и заведующий историко-краеведческим музеем им. Е. Столицы в Ананьеве Александр Шхалахов.
Правда, для большей популяризации творчества нашего выдающегося земляка Р.М. Палецкого и поддержки мастеров Любашевщины и Одесчины следовало бы объявить 2022 год годом Палецкого!