Новое поколение. Работники или работодатели
Цифровой мир и новые медиа поглощают наших детей. Двухлетний ребенок чаще хочет играть на планшете, чем забавляться своими игрушками. «Цифровое детство» — реалии нашей жизни.
Но если ребенок в раннем возрасте начинает пользоваться планшетами и телефонами, могут возникнуть негативные последствия. Ребенок может позже научиться говорить, у него могут возникнуть проблемы с концентрацией внимания и сном, эмоциональные расстройства и дефекты осанки. А еще — медленное развитие мелкой моторики (может долго учиться застегивать пуговицы, шнуровать обувь) и проблемы с тактильными ощущениями — не очень любит, когда его обнимают даже самые родные люди. Да и вообще не очень любит контактировать с другими людьми. С этими проблемами родители в наше время очень часто приходят к психологам и педагогам. А социальные психологи заговорили о «утраченном поколении».
Хотя не все так пессимистично – просто новое поколение детей, живущее в цифровом мире, требует новых подходов в обучении.
В 2010 году в Украину пришел глобальный фонд LEGO Foundation, целью которого было помочь школе и родителям вернуть украинским детям интерес к познанию.
«The LEGO Foundation — некоммерческая организация, и нашей миссией не является что-то продавать. Если мы говорим о компании LEGO — «LEGO Group» — то мы разделяем общую миссию — вдохновлять и развивать творцов завтрашнего, создавая благоприятные условия для развития и обучения детей через игру.
И в подтверждение стремления к этой общей миссии несколько лет тому назад «LEGO Group» передала в поддержку нашего фонда 25% акций своей компании. Амбиция же нашего фонда — помочь развитию наибольшего количества креативных, умных людей, которые смогут обучаться в течение жизни. И это — стремление и страсть, которую The LEGO Foundation разделяет с компанией LEGO», — объяснил вице-президент The LEGO Foundation Каспер Оттоссон Канструп во время общего пресс-брифинга с министром образования и науки Украины Лилией Гриневич.
LEGO Foundation работает в Украине уже 9 лет. Отвечает за образовательные проекты Фонда Оксана РОМА. В коротком интервью «Дню», которое мы записали на полях восьмого Всеукраинского Фестиваля игры, обучения и вдохновения Play Fest, который проходил в городе Киеве, пани Оксана отметила, что украинский проект является рекордным для Фонда. Украина стала пятым государством в мире, что присоединились к Программе.
Украина стала пятым государством в мире, что присоединились к Программе.
«Целью проекта является содействие развитию качества образования путем всестороннего развития ребенка, в частности компетентностей, необходимых для учебы на протяжении жизни и становления педагога-фасилитатора, который стремится отойти от педагогики копирования, шаблонирования, практики одного правильного ответа и навязывания своего виденья ребенку. В основу взаимодействия взрослого и ребенка положен подход «учеба через игру», — рассказывает Оксана РОМА.
География проекта насчитывает 10 областей Украины, а именно: Киевская, Житомирская, Винницкая, Запорожская, Львовская, Харьковская, Днепровская и Одесская, Сумская и Волынская. На сегодня к проекту привлечено 250 заведений дошкольного образования, среди которых 34 НВК и 164 ЗДО. Также фонд начал сотрудничество с институтами последипломного педагогического образования, в частности Запорожским областным институтом последипломного педагогического образования, где в учебные программы профессионального развития педагогов интегрируются модули относительно практических путей реализации подхода «учеба через игру» в заведении образования. На сегодня к проекту уже привлечено 140 000 тысяч детей и три тысячи педагогов.
В рамках проекта Фонд обеспечивает учебные заведения игровыми наборами LEGO, проводит обучение педагогов и предоставляет методическое сопровождение заведениям. Ключевым в сотрудничестве фонда и заведений является качество подготовки педагогов. Именно поэтому фонд имеет команду украинских тренеров, которые прошли обучение в Украине и Дании.
В 2015 году была выпущена программа развития ребенка от 2 до 6 лет и методические рекомендации «Безграничный мир игры с LEGO», которая была одобрена для использования в дошкольных учебных заведениях (письмо Государственного научного учреждения «Институт модернизации содержания образования» Министерства образования и науки Украины). Программа является сочетанием украинского опыта в проекте и передовых мировых исследований и практик в дошкольном образовании.
В 2014 году Институтом инновационных технологий и содержания образования было проведено мониторинговое исследование эффективности внедрения проекта, которое показало позитивное влияние игры с LEGO как ключевой формы взаимодействия педагога и ребенка в рамках проекта — на развитие речи, мышления, умения работать в команде и коммуницировать друг с другом.
На сегодня проект «Содействие образованию» в Украине является одним из самых масштабных и самых глубинных для The LEGO Foundation в целом и одним из самых перспективных в портфолио The LEGO Foundation.
В прошлом году The LEGO Foundation начал в партнерстве с Министерством образования и науки Украины большой проект — обеспечение всех первых классов наборами ЛЕГО.
Благодаря сотрудничеству с The LEGO Foundation лучшие подходы в обучении могут имплементироваться в образовательный процесс 16 000 школ для более чем 455 000 детей и 22 000 педагогов.
На сайте МОН в разделе «Новая украинская школа» размещены два пособия с описанием и использованием соответствующих методик.
Особенная роль в этом принадлежит развивающим играм. Конструктор — самая доступная и распространенная развивающая игра. Среди множества их видов лучшим считается конструктор LEGO. Известно, что он способствует более раннему развитию мелкой моторики рук и быстрому интеллектуальному росту малыша. В этом плане LEGO — лучшая игра для ребенка. Она развивает фантазию и логику, учит создавать и различать разнообразные формы и объем, цвет. Кроме того, занятие с конструктором играет большую роль в становлении таких качеств характера, как усидчивость, концентрация внимания», —
«Игра — большая и важная часть нашей жизни. Игра – это способ взаимодействия с ребенком, метод, который позволяет сложное делать простым, интересным и мотивирующим для детей. Игра – это не о 5 минутной настольной активности, это о способе мышления педагога и о целостном подходе в образовании. Наборы ЛЕГО - это только один из инструментов, который позволяет создать возможности и пространство для игры. Главное – это педагогам и родителям осознать силу обучения через игру, где каждый ребенок ощущает себя свободным и радостным, имеет возможность экспериментировать, реализовывать идеи, договариваться, планировать, предлагать креативные решения и реализовать свои идеи» - рассказывает пани Оксана.
Интересно, что по результатам исследований и наблюдений, ученые Массачусетского технического института сделали вывод, что собирание конструктора положительно влияет на ребенка больше, чем рисование и лепка из пластилина. Это связано с тем, что во время рисования и занятием пластилином результат труда ребенка не всегда получается успешным. А вот при игре с конструктором ЛЕГО, у детей всегда получается что-то цельное и красивое. Благодаря своим формам и цвету, как бы малыш не собрал деталь, у него всегда получается что-то похожее на настоящие предметы. Достижение хороших результатов при составлении конструктора формирует у детей уверенность в себе и даже лидерские качества.
Плохие оценки в школе — это не показатель интеллекта, а показатель заинтересованности. ЛЕГО позволяет детям учиться играясь, и учиться в игре.
Тренер по позитивному воспитанию Светлана Гончарова в своих выступлениях отмечает, что желания родителей, чтобы дети хорошо учились, получили высшее образование и «не стали дворниками» предопределены, прежде всего, страхами самих родителей. В этих желаниях нет ничего плохого, но из страха невозможно сделать что-то хорошее. Хорошие взаимоотношения с детьми и хорошие результаты в жизни рождаются из любви и качественно проведенного вместе времени. Следовательно, родителям стоит уменьшить тревожность и не убыстрять ход событий. С этим согласна и директор образовательных программ LEGO Foundation. Она говорит, что родителям не следует гнаться за новомодными методиками и экспериментами, лучше больше времени проводить со своими детьми, прислушиваться к ним и доверять им и, конечно же,.. играться.