От медитаций до ужасов
Значение нынешнего фестиваля является особенным, учитывая, что пандемия и карантины ударили по Каннам так же, как и по всей киноиндустрии.
В прошлом году подготовка к кинофоруму шла по плану. 13 января 2020 года, в частности, было объявлено, что председателем жюри станет американский независимый режиссер Спайк Ли. Однако из-за распространения COVID-19 организаторы отменили фестиваль.
В этом году фестиваль прошел позже, чем обычно: вместо середины мая - с 6 по 17 июля.
Призеры были объявлены в субботу, 17 июля.
"Золотая пальмовая ветвь" досталась фильму ужасов "Титан" французского режиссера Джулия ДЮКОРНО.
Второй по значимости Гран-при разделили между "Героем" иранца Асгара Фархади и "Купе номер шесть" финна Юхо КУОСМАНЕНА.
Так же разделили Приз жюри между "Памятью" выдающегося таиландского режиссера Апичатпонга Вирасетакула и "Коленом Ахед" Надава Лапида (Израиль).
Лучшим режиссером стал Леос Каракс с мюзиклом "Аннетт" (Франция).
Лучшая женская роль у Ренаты РЕЙНСВЕ ( "Худший человек на свете", Норвегия), а лучшая мужская – у Калеба Лэндри ДЖОНСА ( "Нитрам", Австралия)
Лучший сценарий: Рюсуке Хамагути и Такамаса Оэ, "Сядь за руль моей машины" (Япония).
Почетная «Золотая пальмовая ветвь»: режиссер Марк БЕЛЛОККЬО и актриса Джоди Фостер.
Не оставалось без наград и наше кино: "Золотой глаз" за лучший документальный фильм получил украинский режиссер Сергей Лозница за работу "Бабий Яр. Контекст", который рассказывает о массовых убийствах евреев в Киеве в 1941 году. "Золотой глаз" основан в 2015 году французским сообществом авторских прав La Scam и присуждается независимо от каннского жюри.
Также фильм французского режиссера Эли Ґраппе "Ольга", посвященный событиям Евромайдана и отобранный в конкурс "Особый взгляд", получил приз за лучший сценарий сообщества писателей и композиторов SACD.
Рассказываем подробнее об основных призерах фестиваля.
"ТИТАН"
Дебют Джулии Дюкорно в Каннах был удачным: в 2016 году ее фильм ужасов "Сырое" получил приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ).
"Титан" - также фильм ужасов, причем в такой специфической вариации, которая называется боди-хоррор - то есть сюжет сосредотачивается на пугающих мутациях и превращениях человеческого тела.
Главная героиня "Титана" - девушка, попавшая в детстве в автокатастрофу. Ей имплантировали в голову титановую пластину, в результате чего она обрела влечение к автомобилям. Она занимается сексом с машинами и даже беременеет от них (!). А вот людей убивает особо жестокими методами. Поощрив эту картину, жюри удивило многих, но, как правило, каннские вердикты оказываются весьма точными о том, как будет развиваться язык кино в ближайшее время, поэтому вскоре можно ожидать и другие эксперименты чисто фестивальных актеров с жанрами, которые считались чисто развлекательными.
Следует добавить, что Дюкорно является второй за всю историю женщиной-режиссером, получившей главный приз Канн. Первой была новозеландка Джейн Кэмпион, награжденная в 1993 году за драму "Пианино".
«АННЕТ»
Этот мюзикл тоже является следствием вторжения чисто "фестивального" на территорию жанра.
«Аннет», без преувеличения, была одним из самых ожидаемых европейских кинопроектов. Братья Рон и Рассел МЭЙЛ из легендарной немецкой арт-рок-группы Sparks несколько лет работали над сценарием мюзикла и однажды, встретив Каракса в тех же Каннах, рассказали ему о своем замысле. Сюжет рассказывает историю стендап-комика и оперной звезды, жизнь которых переворачивает рождение дочери Аннет, наделенной большим даром.
Леос Каракс (настоящее имя - Алекс ДЮПОН) - известный французский режиссер, сценарист и актер. Он призер Берлинского фестиваля, двукратный номинант премии "Сезар", обладатель почетного "Золотого леопарда" кинофестиваля в Локарно и уже в третий раз принимает участие в основном конкурсе Канн. Кстати, в 1999 году Каракс был почетным гостем киевского фестиваля "Молодость", где представлял картину «Пола Икс».
Как это регулярно случается с планами Каракса, производство «Аннет» затянулось на несколько лет. Сообщалось, что в картине будут задействованы Адам ДРАЙВЕР и Руни Мара, а также певица Рианна в небольшом эпизоде. Впоследствии Мара и Рианна вышли из проекта и на главную женскую роль была утверждена номинантка "Оскара" Мишель Уильямс, но и она вскоре покинула съемки. Драйвер не мог взяться за работу, поскольку был занят в очередном эпизоде «Звездных войн».
Новости о продолжении проекта появились только в мае 2019 года. Кроме того, стало известно, что главную женскую роль исполнит обладательница премий "Оскар", "Золотой глобус" и BAFTA Марион Котийяр. Наконец, 19 апреля этого года вышел официальный трейлер.
Тех, кто хорошо знаком с творчеством Каракса, не должна удивлять такая жанровая трансформация от привычных для него тяжелых драм до мюзикла: ведь особая сторона таланта этого режиссера - именно его ощущение музыки. Все музыкальные фрагменты в его работах - отдельные, яркие новеллы. В одном интервью он прямо заявил, что «не считает себя ни режиссером, ни кинематографистом», и в душе он «нереализованный певец, композитор, рок-звезда, как Дэвид Боуи». Скорее поражает актерский состав, в первую очередь отсутствие Дени Лавана - протагониста всех полнометражных работ Каракса. Но, кажется, Драйвер с его эмоциональной игрой и физической пластичностью, очевидно, стал здесь достойной заменой.
Для Каракса каннская награда за режиссуру стала первым в его жизни значимым фестивальным призом.
"ГЕРОЙ"
Асгар Фархади обрел всемирную известность в 2011 году, когда стал первым иранским режиссером, получившим «Оскар» - за фильм «Надер и Симин: развод»; эта картина также награждена «Золотым медведем» на Берлинском кинофестивале и «Золотым глобусом».
Фархади - мастер психологических драм. Протагониста "Героя", попавшего в тюрьму за долги, выпускают на несколько дней, чтобы он нашел деньги и все-таки вернул то, что задолжал. Вдруг на автобусной остановке он подбирает сумку с золотом, однако поступает неожиданно честно: находит хозяйку сокровища и возвращает ей сумку. На него обрушивается слава, о нем говорят на телевидении. Но Фархади умеет развивать сюжеты, которые сначала кажутся вполне однозначными, в неожиданном направлении. В этом случае ставится под вопрос бескорыстие мотивов героя.
«ПАМЯТЬ»
Так же, как у Каракса, этот фильм стал для его автора первым выходом на территорию международной копродукции (Великобритания-Франция-Мексика-Таиланд-Германия-Колумбия) - до сих пор Апичатпонг Вирасетакул работал в Таиланде с местными исполнителями. Сейчас же в актерском составе заняты Тильда Суинтон, Жанна Балибар, Даниэль Хименес Качо, Хуан Пабло УРРЕГО и Элкин ДИАС.
Фильм снимался в Колумбии. Как говорит сам режиссер, его новая картина исследует колониальную историю и «то, как коллективная память может привести к страху ... В 70-е и 80-е годы было очень жестоко (в Колумбии), гораздо больше, чем сейчас. Когда вы ехали в автомобиле, могла взорваться бомба, иногда движение останавливается, и вы не знаете почему. Люди представляют вещи и испытывают страх. Фильм об этом, об ожидании чего-то, чего ты не знаешь».
По сюжету шотландка Джессика (Тильда Суинтон) приезжает в Колумбию. Однажды утром женщину пугает громкий звук на рассвете, она не может уснуть, потому что слышит этот звук постоянно. Она идет к звукорежиссеру по имени Эрнан, который по ее просьбе создает на основе навязчивого звука музыкальное произведение и тем самым избавляет Джессику он этого наваждения. В Боготе, во время посещения своей сестры, Джессика встречает археолога Агнес, которая изучает человеческие останки, обнаруженные при строительстве тоннеля. Во время поездки на место раскопок героиня встречает рыбака, так же по имени Эрнан - он ничего не забывает. Они делятся воспоминаниями у реки. Когда день близится к концу, Джессикой наконец овладевает чувство ясности.
Мастер изысканно медленного кино, Вирасетакул в Каннах - желанный гость: «Тропическая болезнь» отмечена призом жюри в 2004 году, «Благословенно ваш» - главным призом в программе «Особый взгляд» в 2002 году, а в 2010-м «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни», получил «Золотую пальмовую ветвь», став первым тайским фильмом, удостоенным этой награды. Хотя, по мнению большинства наблюдателей, "Память" была лучшим фильмом конкурса, Вирасетакулу не удалось повторить достижения своих коллег - братьев Дарденн, Михаэля Ханеке и Кена Лоуча, получивших две «Золотых ветви».
«Бабий Яр. КОНТЕКСТ»
Фильм основан на архивных материалах и рассказывает о событиях, которые привели к убийству нацистами 33771 еврея в Бабьем Яру 29-30 сентября 1941 года, о последствиях трагедии и о других событиях вокруг этого поистине проклятого места. Картина представляет собой более 20 эпизодов, смонтированных из архивных материалов, снятых с 1941 по 1966 гг. (дата организации первого архитектурного конкурса на проект мемориала в Бабьем Яру).
Нацисты запрещали использовать фото- и кинокамеры в местах массовых расстрелов; с другой стороны, и советская власть, с ее политикой замалчивания Холокоста, положила много материалов на полку. Однако команда фильма проделала колоссальную работу, разыскав ранее никем не виденные кадры. Среди эпизодов фильма - выступления свидетелей на судебном процессе по делу "О злодеяниях немецко-фашистских захватчиков на территории Украинской ССР" в Киеве 24 января 1946 г., строительство новых кварталов в Киеве и заполнение Яра отходами кирпичных заводов (роковое решение городских властей), съемки последствий Куреневской трагедии, когда целый район Киева был уничтожен потоком жидкой грязи, прорвавшей дамбу в Яру. В проекте использованы материалы из Центрального государственного кинофотофоноархива Украины имени Г. С. Пшеничного, Федерального архива Германии, Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД), земельных архивов Германии и частных архивов.
Это уже седьмой фильм Лозницы, приглашенный в официальную программу Канн.
«Бабий Яр. Контекст» является частью подготовки к съемкам украино-немецкой драмы «Бабий Яр», замысел которой, по словам режиссера, существует уже более 6 лет, сценарий давно написан, все тщательно продумано.
Тема Второй мировой у Лозницы является постоянной: тем или иным образом ее касаются документальные «Блокада» (2005), «Аустерлиц» (2016), «День Победы» (2018), игровые «Счастье мое» (2010) и «В тумане» (2012).
«Бабий Яр» будет черно-белым, без главного героя. Лозница намерен использовать найденную им хронику, в том числе и ту, которая вошла в "Контекст", и стилизовать изображение под манеру тогдашних операторов: «Я попытаюсь создать иллюзию того, что это хроника, которая была найдена. Это будет игровая картина, созданная таким образом, чтобы эмоции человека, который будет смотреть картину, были очень глубокими. Я хочу, чтобы люди пережили тот ужас, который произошел здесь, в нашем городе. Я не знаю такого фильма, который бы на эту тему таким образом говорил».
Для режиссера это проект - дело жизни: «Все [мои] фильмы, в том числе « Донбасс», я воспринимаю как подготовку к этой картине».
Учитывая то, насколько убедительно Лозница умеет работать с насилием и воспроизводить на экране экстремальные проявления человеческой природы, насколько тщательно продумывает визуальное и акустическое наполнение своих работ, его «Бабий Яр» имеет все шансы стать одним из центральных кинособытий как минимум в европейском масштабе и, возможно, получить первую в истории нашего кино "Золотую пальмовую ветвь" или номинацию на «Оскар».