«Партизанское» собрание — в Киеве (фото)
В основе экспозиции — 40 работ, созданных за последние 25 лет. Проект ZBOR. Движение белорусского искусства» — первая в Украине масштабная презентация неофициального искусства авторитарной страны. Zbor с белорусского переводится как «собрание». Организаторы выставки — исследовательская платформа белорусского современного искусства KALEKTAR и фонд ИЗОЛЯЦИЯ.
КАКОЙ ОН, ХУДОЖНИК-ПОДПОЛЬЩИК?
На стендах, размещенных довольно плотно, собрана информация о художниках, фотографиях с их перформансов и выставок, артефакты — плакаты, картины, другие объекты. Такое построение может затруднять восприятие, но, с другой стороны, напоминает о полулегальном положении представленных художников в Беларуси. В противовес этой части выставки, рядом — огромные экраны, где показывают видеодокументацию событий, о которых узнаем, изучая стенды.
Одним из ключевых образов независимого белорусского искусства является партизан. Изобразил его Игорь Тишин в проекте «Легкое партизанское движение», созданном в 1997 году. Советские историки характеризовали Беларусь как «страну-партизанку», где во времена Второй мировой войны почти не было коллаборационистов. Поэтому образ имел большое значение для страны в советский период. И так необычно трансформировался в конце 1990-х — стал олицетворять свободное искусство Беларуси, которое часто существует подпольно.
«Ассоциация творческого процесса в Беларуси с партизанщиной возникла с приходом к власти Лукашенко, — говорит Максим Тиминько, один из кураторов выставки ZBOR. — Все двухтысячные прошли под флагом партизанщины. Артур Клинов, работы которого есть на этой выставке, создал альманах pARTisan, который долго оставался единственным печатным изданием о современном искусстве и культуре. Но со временем Сергей Шабохин своими практиками ознаменовал переход от партизанщины к арт-активизму. Появилась новая волна молодых художников, которые пытаются выйти из подполья, действовать широко и открыто».
ЭКСЦЕНТРИЧНЫЕ И ОТЧАЯННЫЕ
Проявления упомянутого арт-активизма — перформансы, проведенные за последние пять лет в Беларуси. С отчаянным юмором художники говорят о насущных проблемах и трагических событиях. Часто такие акции заканчиваются для художников неприятностями. Например, Михаил Гулин, который занимается интервенциями в городское пространство и поднимает социальные вопросы, не всегда связанные с политикой. На выставке ZBOR представлена серия перформансов Гулина «Я не ...». Художник шагает по улицам Минска с табличками «Я — не гей», «Я — не террорист», «Я — не америкос», при этом выглядит так, как согласно стереотипным представлениям должен выглядеть «типичный» гомосексуалист, террорист или житель Штатов. Нередко перформансы Гулина заканчиваются задержаниями и угрозами правоохранителей.
Группа «Липовый цвет» активно проявила себя в политических вопросах. В 2011 году участник объединения Денис Лимонов написал письмо генеральному прокурору Беларуси, где признался, что «Липовый цвет» совершил ряд терактов, в частности, в минском метро — что, конечно, не является правдой. В теракте в метро, который произошел в 2011 году (погибли 15 человек, пострадали — более 200), обвинили Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. Многие считали этих людей невиновными, но их приговорили к смертной казни и расстреляли. Художественным актом «Липовый цвет» пытался спасти обвиняемых. В ИЗОЛЯЦИИ видео, на котором Денис Лимонов зачитывал свое письмо, сорвало аплодисменты.
ПРООБРАЗ МУЗЕЯ
В таких условиях в Беларуси, по сути, нет музея современного искусства. «Номинально у нас есть музей современного изобразительного искусства. Но это — фикция, попытка продемонстрировать, что кое-что в Беларуси таки есть. А на самом деле это — плод бюрократической системы, которая пытается контролировать творческий процесс. Там — цензура и художники-конформисты», — объясняет Максим Тиминько.
Многие независимые люди искусства уехали из Беларуси. В частности, и сам Тиминько, который сейчас живет в Амстердаме. Однако они поддерживают связи с родиной, миграция также способствует включению белорусского искусства в глобальный контекст.
Исследовательская платформа KALEKTAR, которая появилась несколько лет назад, является попыткой группы художников и кураторов создать коллекцию нового белорусского искусства. Цель проекта — архивация, анализ и популяризация арта. Платформа уже представляла современное белорусское искусство в прошлом году в польском Белостоке. Выставка называлась «ZBOR. Конструируя архив». «На выставке в Белостоке акцент был на то, чтобы впервые в жизни Беларуси хотя бы каталогизировать важнейшие проекты художников последнего 25-летия, — комментирует Максим Тиминько. — В Киеве пытаемся рассмотреть эту тему шире, поскольку просто архивирование не работает. Стремимся создать живой процесс, представить искусство более динамично — в частности, с помощью видео». После Киева проект представят во Вроцлаве и Берлине.
БЛИЗКИЕ, НО МАЛОЗНАКОМЫЕ
У белорусского искусства есть широкие связи с украинским: многие местные художники родом из Украины или живут здесь сейчас. Впрочем, по словам Максима Тиминько, проекты украинских художников в Беларуси фактически не представляют. «Парадокс: страны близки по языку и культуре, но до сих пор не было тесных контактов в искусстве, — рассуждает Максим Тиминько. — Многие объясняют, что Беларусь и Украина движутся в совершенно разных направлениях: первая уходит в архаику и диктатуру, вторая — развивается демократически. Но культурные процессы очень похожи, это — переживание постсоветского периода. И мы очень рады, что впервые в Украине представлен такой большой срез белорусского искусства».
Между прочим, ИЗОЛЯЦИЯ выставкой ZBOR начинает новый этап исследований современного украинского арта. Фонд хочет систематизировать ключевые произведения искусства и проанализировать исследования, проведенные с момента объявления Украиной независимости.
А выставка «ZBOR. Движение белорусского искусства» продлится на территории фонда ИЗОЛЯЦИЯ до 6 мая.