Первый цветок на фарфоре
Это произведения декоративной росписи на бумаге и фарфоре известной мастерицы народного творчества Украины, лауреата премии имени Екатерины Билокур. Выставка посвящена выдающейся украинской художнице, которая оставила неоценимое художественное наследие: станковые декоративные панно, произведения книжной графики, художественные открытки, эскизы росписей тканей и многочисленные росписи на фарфоровых изделиях.
Только небольшая часть творчества Анны Ивановны представлена ??на юбилейной выставке в музее, в котором хранится одна из крупнейших коллекций ее работ — 154 произведения декоративной росписи и 273 предмета фарфора.
Это петриковские росписи 1950—1960-х— «Голубые цветы», «Петухи в цветах», «Пионы», «Букет фруктов в вазе», «Клевер» и другие, выполненные темперой, гуашью или акварелью, а также изысканные блюда, чайные сервизы, величественные декоративные вазы, одна из которых украшает украинский зал в ООН.
По утверждению специалистов, в настоящее время уже никто не сможет повторить такие монументальные формы, украшенные самобытной петриковской росписью, которые когда-то украшали выставочные залы, а ныне хранятся, как раритеты, в музее.
СУДЬБОНОСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Чтобы подняться на такую высокую ступень в искусстве петриковской росписи, которая в 2013 году была внесена в Репрезентативный список ЮНЕСКО нематериального культурного наследия человечества, Анна Павленко еще пятнадцатилетней девочкой приехала в столицу из родной Петриковки.
Вместе с другими мастерицами-петриковчанками она была приглашена для участия в подготовке Первой выставки украинского народного искусства, которая состоялась в 1936 году в Киеве, а затем в Москве и Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Готовясь к этому событию, на территории Киево-Печерской лавры создали Экспериментальные мастерские народного искусства, на базе которых впоследствии открыли школу мастеров народного творчества. Анна Павленко стала одной из первых ее учениц.
Интересно, что именно Анне выпала судьба нарисовать первый цветок петриковской росписи на фарфоровой посуде, которую в 1936 году привезли в Киевскую школу мастеров народного творчества, где она училась.
«Это был первый эксперимент, который сначала даже настораживал, — рассказывает заместитель директора музея Людмила Белоус. — Ведь динамика петриковской росписи, которая привыкла находиться на значительных площадях, требовала пространства для воплощения замысла. Нужно было найти соотношение рисунка и белого фона на объемных формах. Сначала были определенные замечания и даже критика со стороны специалистов».
ФАРФОРОВАЯ ВИЗИТКА
Но благодаря мастерству и таланту художниц-петриковчанок, среди которых была и Анна Павленко, которые сразу после окончания Второй мировой войны начали работать на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, фарфор стал не только визитной карточкой этого предприятия, но и гордостью всей Украины.
Люди старшего поколения хорошо помнят магазин «Фарфор-фаянс» на Крещатике, где сияли красотой красочные столовые, чайные, кофейные сервизы, вазы, подсвечники, блюда, наполненные национальным колоритом. Их покупали и на подарок, и для дома, для семьи.
«43 года Анна Ивановна посвятила работе на киевском заводе, — продолжает рассказ научный сотрудник музея. — Она пользовалась традиционными мотивами, техниками и технологиями и привносила много своего, авторского. Ее манере присуще использование полутонов с растяжкой в ??цвете. Это когда на кисточку набирается два цвета, благодаря чему осуществляется плавный переход одного цвета в другой. Фиолетовый и коричневый — ее любимые. Использовала соли, которые давали свой декоративный эффект, но работать с ними было трудно, ведь после обжига цвет красок меняется и художник никогда не знал, какой результат получит.
Важно отметить, что в конце 1960-х вместе с сестрой Верой Павленко и Марфой Тимченко художница выполнила росписи на стекле окон в нашем музее традиционной петриковской росписью, которая сохранилась и по сей день».
ОТ БАБУШКИ КО ВНУЧКЕ
Первые уроки живописи будущая художница получила от своей матери — народной мастерицы Параски Николаевны Павленко, которая прожила 102 года. А потом сама стала первой учительницей для своей дочери Натальи.
«Помню, как мама делилась со мной: «Закрываю глаза, а передо мной букеты, букеты... Хоть вставай ночью и рисуй», — вспоминает дочь художницы — художница Наталья ЧЕРНИЧЕНКО-ЛАМПЕКА. — Я выросла на заводе, где работала мама, где все было пропитано запахом краски и скипидара: одежда, сумки, кисточки. Я видела, как она работает, училась у нее, а затем присоединилась к заводскому коллективу».
Но Наташина мама учила не только свою дочь, но и своих молодых коллег. Такой уж у нее был нрав: начиная еще со школы народных мастеров, делиться своими знаниями, советовать, поддерживать. Дочь признается, что иногда даже ревновала мать к своим подругам, ведь доброта ее сердца и умение выслушать привлекали к ней всех окружающих.
Одна из многочисленных учениц художницы — Ирина Пецух — рассказывает: «Мы работали с Анной Ивановной в одной комнате. Наблюдая за тем, как она работает, мне казалось, что каждый ее штрих — гениальный. Но она была настолько придирчива к себе, что, закончив работу, могла все вытереть и начать все сначала».
Наталья Черниченко-Лампека, продолжая дело матери и бабушки, преподает в Киевской государственной академии декоративно-прикладного искусства им. Михаила Бойчука, где помимо других предметов учит студентов росписи на фарфоре.
Сегодня этот вид искусства переживает не лучшие времена. Киевский экспериментальный керамико-художественный завод давно не работает. Мастер-классы, которые сейчас приобрели популярность, не всегда проводятся на профессиональном уровне. Поэтому выставка произведений Анны Павленко-Черниченко — это не только редкая возможность увидеть образцы высокого искусства петриковской росписи, но и еще один повод задуматься о том, как возродить красоту и славу украинского фарфора.
СПРАВКА «Дня»
Анна Павленко-Черниченко родилась в с. Петриковка (Днепропетровская область). Мать, Прасковья Павленко, была одной из самых известных мастеров петриковской росписи начала XX века. С 1944 года работала на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе вместе с другими мастерицами из Петриковки: Марфой Тимченко, Верой Клименко-Жуковой, Пелагеей Глущенко и сестрой Верой Павленко. Работала прежде всего на фарфоре и бумаге. Богатая коллекция из более 300 произведений художницы сохраняется в Национальном музее украинского народного декоративного искусства.
Выставка продлится до 20 сентября.