«Песня за песней»
В рамках Недели итальянского языка в мире, которая прошла в конце октября под высоким патронатом Президента Итальянской Республики, в киевском музее Ханенко открылась выставка «Песня за песней. Сто рисунков Джованни Томмази Феррони по мотивам «Божественной комедии». Экспозиция также продолжает и торжества к 700-летию по смерти Данте Алигьери.
«Божественная комедия» является признанным бессмертным и абсолютным шедевром и занимает уникальное место в культурном наследии человечества. Что интересно, в свое время поэма обрела достаточно скандальную славу, ведь во времена Данте произведения «высокой литературы» писались исключительно на латыни, а он использовал простонародный тосканский диалект, который впоследствии стал основой литературного итальянского языка. Можно сказать, что Данте стал отцом итальянского языка.
Данте Алигьери является также своего рода извечным послом Италии в мире. Уже свыше 130 лет существует Общество Данте Алигьери, которое пропагандирует и распространяет итальянскую культуру за рубежом, открывает образовательные заведения, организует художественные проекты, а также выдает сертификаты о знании итальянского языка. Нынешний директор Общества Андреа Риккарди даже изобрел новый термин «italsimpatia» для обозначения увлечения итальянским языком и культурой. По всему миру работает свыше 480 его представительств, в Украине дантовский комитет существует уже 27 лет.
Общество Данте Алигьери основала группа интеллектуалов во главе с Джозуэ Кардуччи в 1889 году с мыслью об эмигрантах, которые покинули родину, но стремились сохранить связь с ней. С самого начала именно книга была главным инструментом комитетов: на кораблях эмигрантов создавали небольшие собрания, а теперь итальянские книги живут в 300 специально созданных библиотеках, открытых по всему миру, которых насчитывается свыше 500 000 томов.
По случаю чествования памяти величайшего поэта итальянское издательство «Опера» в сотрудничестве с Обществом Данте Алигьери задумали и создали проект Canto after Canto («Песня за песней»), включающий передвижную выставку (именно она приехала в Киев) и каталог произведений Джованни Томмази Феррони, а также уникальное издание «Божественной комедии», обогащенное комментариями выдающихся ученых и дантистов, в которой в совершенстве воссоздали иллюстрации мастера в реальном размере.
Издание вышло ограниченным тиражом, каждая книга запакована в драгоценную шкатулку-контейнер ручной работы, покрытую шлифованной синей кожей. Качество отпечатков настолько высоко, что даже искусствоведы отмечают: трудно отличить печатные изображения от оригинальных произведений художника. В знак чрезвычайного уровня полиграфии и высокого мастерства издательства Феррони даже поставил собственные автографы под каждым отпечатком в книгах.
Художник Джованни Томмази Феррони происходит из семьи тосканских живописцев. Он известен в Европе и мире как мастер магического реализма и один из наиболее интересных представителей современного итальянского фигуративного искусства. Еще в 2003-2004 гг. он осмелился осуществить свой масштабный проект: избрал по одному эпизоду каждой из ста песен поэмы и проиллюстрировал в собственном стиле. Все произведения выполнены в самобытной авторской технике. Феррони виртуозно миксирует уголь и сангину, темперу и перо, чтобы эффектно передать образы, порожденные его воображением от чтения поэмы. Кажется, что этот цикл вступает в диалог сразу со всеми художественными эпохами, от Ренессанса до современности, искусствоведы отдельно отмечают барокковые влияния на стилистику иллюстраций.
Первый иллюстративный цикл «Божественной комедии», а именно – что довольно символично для нашей темы – сто рисунков на пергаменте для рукописных манускриптов, создал мастер итальянского Возрождения Сандро Ботичелли между 1480 и 1495 годами на заказ Лоренцо Медичи. До нашего времени одна из иллюстраций La mappa dell inferno – вечный и скорбный ад, изображенный как большая воронка, известна по всему миру. Это произведение, в частности, фигурирует в детективном романе Дэна Брауна «Инферно» и его экранизации.
На протяжении последующих веков великие мастера, такие как Уильям Блэйк, Эжен Делакруа, Огюст Роден, или гиганты ХХ века – от Пабло Пикассо и Сальвадора Дали до Роберта Раушенберга – неоднократно вдохновлялись концептуальной и нарративной силой произведения. Однако очень мало художников работало над каждой из сотни песен.
Станут ли иллюстрации Джованни Томмази Феррони такими же значимыми в истории искусства – покажет время, а внимательно разглядеть их можно в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко (Киев, Терещенковская, 15) до 21 ноября 2021.
Не забудьте уточнить правила пребывания в музее во время карантинных ограничений.