Последователь Архипенко и Бурделя
Участник многих отечественных и зарубежных выставок, он неизменно привлекает внимание и скульптурными, и живописными, а также и графическими работами. Сегодня заслуженный художник Украины и АРК, лауреат Национальной премии Украины Айдер Алиев — один из отечественных ведущих скульпторов.
Алиев — крымский татарин, но родился в 1952 году в Марийской АССР на высылке. С детства рассказы родителей о цветущем Крыме, которого они были насильственно лишены как раз посредине мая, в эмоциональной душе ребенка сформировали образ прекрасной, но далекой земли и страдающих вдалеке от нее людей. Ему казалось, что пока они представляют собой части разных художественных картин, он не будет счастлив, и Айдеру страстно хотелось соединить цветущую землю и родных людей в одной картине, в одном образе. Он пытался вылепить эти образы из местной глины, но тогда ничего не получалось, и поэтому пошел учиться на художника. В 1968—1972 годах Айдер учился в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова в Ташкенте, а после окончания училища сразу же поступил в Государственный театрально-художественный институт им. А. Н. Островского тоже в Ташкенте. Обладая удивительной пластикой в своих скульптурах и картинах, Айдер Алиев сравнительно быстро сделал творческую карьеру. В 1988 году он становится членом Союза художников СССР, в 1990 году переезжает в Крым, он становится членом Союза художников Украины. Здесь-то и начинается самый главный период его творчества, в котором он создает образы Крыма и своего народа уже на едином художественном полотне, не важно живописном или скульптурном. С 2001 года Айдер Алиев преподает на кафедре изобразительного искусства Крымского инженерно-педагогического университета, а с 2004 года — в Крымском филиале Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры Украины.
Художник создает свои скульптуры преимущественно из двух материалов — из блестящего металла и из совершенно черного камня. Искусствоведы считают, что черный цвет для архаического крымского искусства не случаен. Ведь ни одна территория не изобилует такими частыми названия, где слово «кара» (черный) повторялось бы в таком большом количестве значений — Карадениз, Карадаг, Карасу, Карасубазар... Черный цвет имеет сакральный смысл. Так народ называл свою землю.
Его символизм возвращения к истокам прослеживается во многих скульптурах — «Возвращение мастера», «Любитель кофе». Вот «Блудный конь» — огромный грустный конь с глазами ребенка везет на себе маленькую тележку. Конь в архаической символике Крыма — культовое животное. Он олицетворяет святость, извечную мечту.
Жизнь и творчество Айдера Алиева неразрывно связаны со Средней Азией и Крымом. Судьба народа становится главной темой современного крымскотатарского искусства и одной из главных тем в творчестве Айдера Алиева. Если существует генетическая память народа, то его искусство, народные писатели и художники — это часть этой памяти, ее очеловеченное выражение. Первым крупным монументальным произведением Айдера Алиева в Крыму стал памятник Исмаилу Гаспринскому в Симферополе. И год за годом он создает новые монументы, которые как бы рождены памятью этой земли. Памятник депортированным в поселке Первомайское, и, наконец, — главный его труд, созданный в 2005 году, монумент «Возрождение» в центре Симферополя, за который Айдер Алиев вместе с группой других соавторов был награжден Национальной премией им. Т.Г. Шевченко. Он создает центральную фигуру монумента Арзы — это собирательный образ крымскотатарской женщины. Считается, что образ женщины у Алиева является архаичным, обобщенным и символическим. Искусствоведы видят в нем глубинную связь с творчеством Александра Архипенко и Эмиля Бурделя.