«Поймать мгновение истории»
Для львовского живописца, общественного деятеля и педагога выставка в усадьбе является символической, потому что большую часть своей жизни И.С. Гавришкевич посвятил исследованию путей и мест, связанных с Кобзарем. Полотна этого художника экспонировались в разных городах Украины и за рубежом. Игорь Степанович убежден, что самое главное для художника — «поймать мгновение истории» в любой период своего вхождения в художественный процесс.
ПЛАСТЫ ИСТОРИИ В ЖИЗНЕУТВЕРЖДАЮЩЕЙ КОЛОРИСТИКЕ
Творческий багаж художника — сотни живописных произведений. Это целые серии, за которыми десятки томов исторических трудов. Картины Игоря Гавришкевича напоминают фрески и витражи. Они узнаваемы, потому что подчеркнуты яркими мазками, ритмичностью. Полотна тяготеют к барочности, подчас орнаментализму.
Игорь Гавришкевич путешествовал по локациям, которые связаны с жизнью и творчеством Шевченко. Часто они есть на картинах из кавказского периода Тараса Григорьевича.
Следовательно, Игорь Степанович имеет несколько серий полотен. Среди них — «Тропами Тараса Шевченко», «Предки» и «Казацкими тропами». Самые известные произведения — «Ночное сияние на Шевченковской круче», «Путники», «Фрески Холодного яра», «Летописец», «Старые ивы», «В храме», «На казацкой чайке», «Отдых», «Воля», «Думи мої», «Ночной свет на чужбине», «Меч предков», «Мангишлацкий сад», «Встреча Пасхи в Украине».
Художник вслушается в день сегодняшний и погружается в пласты истории: княжеская эпоха, казачество, национально-освободительная борьба, Революция Достоинства. Его творчество основывается на сочетании традиций украинского народного искусства и современных тенденций в занятии живописью.
«Случайный пейзаж не буду рисовать. Это должно быть место, связанное, скажем, с историческими событиями, которыми, в частности, для меня был «Мангишлацкий сад». Мне важно не просто зафиксировать, а интерпретировать. Пропуская впечатления сквозь собственное восприятие, сквозь свою душу, я в то же время воспроизвожу свое настроение, мысли, чувства», — подчеркивает художник.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ КРУГ
— Символично, что музей-усадьба Шевченко сегодня принимает художников с разных регионов — с запада и Востока. Шевченко мечтал о единой Украине, также о свободном занятии живописью, о свободных художниках, — напомнил художник Владимир ГАРБУЗ. — Львовская школа художников осталась первозданной, потому что ее не успели изувечить большевики. Игорь Гавришкевич свободен в своем творчестве, его цвета говорят цветом, говорят голосом истории.
В итоге сам Игорь Гавришкевич рассказал гостям и посетителям музея о своих путешествиях дорогами Шевченко, о том, как добрался аж до Новопетровского укрепления. Был в тех местах, где поэт отбывал муштру, даже в землянке, которая считалась отдельным помещением для проживания. Даже удалось найти иву, которую посадил Тарас Григорьевич.
С этим связана отдельная интересная история: «Нам рассказали, что ивы на самом деле нет. Есть лишь веточки в местном музее. Мы связались с музейщиками и узнали о том, что «дочь» той ивы поэта растет в Стрыйском парке во Львове. Мы вернулись домой и взяли веточку с той ивы, которая выросла, и привезли назад в Новопетровск. Там посадили ее». Со временем у художника появилась серия работ, связанная с этими событиями. Одна из работ представлена на выставке. Это «Мангишлацкий сад». У самого Шевченко была целая серия — «Мангишлацкий сад».