Путешествие в Эдо
Кабуки, гейши, нэцкэ — эти символы Японии в представлении многих европейцев появились в эпоху Эдо. Этот период, когда страной управляли сёгуны Токугава, продолжался с начала XVII до середины XIX века. Тогда в Эдо, столице правящего клана, сформировалась особая городская культура. Ее выразителями были эдокко, то есть жители Эдо. О том, что их радовало, сердило и вдохновляло, можно узнать на выставке «Путешествия эдокко» в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко в Киеве. Событие проходит в рамках Года Японии в Украине. В экспозиции представили цветную гравюру и произведения декоративно-прикладного искусства периода Эдо — детали оформления оружия, посуду, скульптуру нэцкэ.
СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ ЖИЗНЕЛЮБ
В конце XVI века в Японии продолжались жестокие междоусобные войны. В 1600 Токугава Иэясу в битве при Секигахара победил коалицию войск князей, а впоследствии получил от императора титул великого сёгуна — это и стало началом периода Эдо.
УТАГАВА КУНИСАДА. СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ «ЧАЙКИ И БЕЛЫЕ ВОЛНЫ»
«Токугава следили за тем, чтобы господствовал мир и порядки, которые они установили, — рассказывает Галина Биленко, куратор выставки, заведующая научным отделом искусств стран Востока Музея Ханенко. — Первый из них, Иэясу, сделал своей столицей Эдо, городок у Токийского залива. В переводе с японского языка — это «речные ворота». Эдо стремительно развивается. Токугава требуют от лояльных к ним князей прибывать в Эдо и жить там целый год. Поэтому в городе строятся княжеские усадьбы, вельможи привозят с собой дворню и самураев, им нужны домоправители и прислуга. Люди наполняют Эдо. Город стремительно растет, в начале XVIII века там уже миллионное население. Здесь и формируется «дитя Эдо», то есть эдокко».
В общих чертах эдокко — сообразительный жизнелюб, который не боится рисковать, любит театр кабуки и красавиц, научен манерам. «Он может быть слугой, но у него есть самолюбие, собственное представление о чести и элегантности», — добавляет Галина Биленко.
ЦЕНЗУРА В ИСКУССТВЕ И СВОБОДА В ЛЮБВИ
Известная японская ксилография, гравюра укийо-е, появилась как раз в эпоху Эдо. Художники воспевали городскую жизнь: писали гейш, пейзажи, актеров театра кабуки в их звездных образах.
УТАГАВА ТОЙОКУНИ. АКТЕР БАНДО МИЦУГОРИ III В РОЛИ ИДЗАЭМОНА
Тогда существовала жесткая цензура. От этого, кстати, пострадал известный художник Китагава Утамаро, который создавал портреты красавиц. «Утамаро со своим товарищем-издателем напечатал серию работ. Токугава решили, что там есть шутки над представителями их семьи. Утамаро с другом арестовали, потом выпустили, но художник воспринял это очень болезненно и вскоре умер», — говорит Галина Биленко.
Впрочем, кое в чем Токугава проявили лояльность. В начале XVII века эти правители создали лицензированные «кварталы любви», первый из которых — Йосивара — появился в Эдо. Но здесь была заложена хитрость: гейши из квартала развлечений должны были отвлекать большое количество мужского населения от лишних мятежных мыслей. В таких кварталах, по словам Галины Биленко, формируется образ утонченного предмета любви мужчин. Не удивительно, ведь гейшами часто становились женщины из обедневших благородных семей, которые знали литературу, музыку и другие искусства. И сами, конечно, вдохновляли писателей и художников.
500 КИЛОМЕТРОВ ПРИКЛЮЧЕНИЙ
Большая часть выставки — около 20 гравюр из серии «53 станции дороги Токайдо», созданной в середине ХІХ века художником Утагавой Кунисадой. Токайдо — дорога между Эдо и Токио, тогдашней императорской столицей. Это была важная экономическая артерия с множеством местечек, магазинов и памятников. «На 500 километрах этой дороги разворачивалась масса ярких событий!» — говорит Галина Биленко. На станциях Токайдо Кунисада изображал актеров кабуки в их знаковых образах.
КЕЙСАЙ ЭЙСЕН. «ЖЕНЩИНА С ЗОНТИКОМ»
Мастерство художника и сам сюжет — звезды театра на фоне известных пейзажей — обеспечили популярность этой серии. Как отмечает Галина Биленко, впоследствии возникла мысль, что гостям Эдо будет интересно иметь на память альбомы с этими гравюрами. Поэтому серия «53 станции дороги Токайдо» была очень тиражируемой, ее печатали разные издатели.
УВЛЕЧЕНИЕ СТАРОЙ ЯПОНИЕЙ
В 1868 году состоялась так называемая Революция Мейдзи. Страной уже правил не военный сёгунат, а напрямую император. В Японии начали проводить социальные и экономические реформы, она открылась для мира. Тогда эпоха Эдо закончилась. Но Эдо не пришел в упадок: туда переместилась императорская резиденция, и сегодня этот город является столицей Японии — Токио.
УТАГАВА ТОЙОХИРО. «ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН В УЭНО». 1790 Г.
Во время Реставрации Мейдзи страна начала стремительно развиваться, а ее культура очаровала Европу. Западные художники использовали японские сюжеты, а музеи и частные коллекционеры охотились за экзотичными вещами оттуда. Вот и Богдан Ханенко в 1912 году приобрел в Париже 237 листов цветной ксилографии и коллекцию из более 400 цуба, деталей отделки самурайских мечей.
Собственно, эта коллекция и легла в основу выставки. Немало работ, например, из серии «53 станции дороги Токайдо», музей показывает впервые. А еще в экспозиции есть работа современного каллиграфа Моримото Рюсеки. На большом листе тушью иероглифами выведено: «Поступи благородно — и дело само решится благополучно». Эдокко, вероятно, тоже могли руководствоваться этим правилом.
ВЫСТАВКА «ПУТЕШЕСТВИЯ ЭДОККО» ПРОДЛИТСЯ В МУЗЕЕ ХАНЕНКО ДО 3 СЕНТЯБРЯ.