Разнообразные новейшие, инновационные формы
Торжественная церемония прошла в театральном фойе Национальной оперетты Украины, в максимально узком кругу театрального сообщества, однако с онлайн-трансляцией для всех желающих в режиме реального времени.
Лауреатов в шести общих и шести индивидуальных номинациях определило международное жюри, в составе которого были представлены влиятельные специалисты каждой из шести номинаций / жанров премии из пяти европейских стран: Руи Мадейра, Португалия – актер и режиссер, художественный руководитель Театральной компании города Брага, Анна Корженевска-Бигун, Польша – доктор гуманитарных наук, составитель и научный редактор первого польского книжного издания текстов Леся Курбаса «Łeś Kurbas. Pisma teatralne, Warszawa: Instytut Teatralny 2021», Беньяминас Жельвис, Литва – певец, генеральный директор Каунасского государственного музыкального театра, Дайан Элшоут, Нидерланды – танцовщица, хореограф, педагог, исследовательница и тренер. Фредерик Поти, Франция – режиссер, актер, продюсер и генеральный директор Théâtre de la Massue, работающий в области современного театра кукол, представитель восточных стран в проекте «Павильоны будущего» в Авиньоне.
Фестиваль-Премия "ГРА" сегодня демонстрирует разнообразные, новейшие, инновационные формы развития украинского театра, "формулирует" его направления.
Нынешняя ГРА наглядно показала, что децентрализация таки состоялась: в шортлисте из 12 спектаклей, который экспертный совет фестиваля-премии предложил международному жюри для окончательного определения победителей, было три спектакля из Львова, по одному из Тернополя, Одессы, Луцка, городов Ровно и Берегово и только два из Киева, плюс два условно киевских спектакля (один из которых – международная копродукция), сделанные в формате видеоверсий.
Итак «ГРА» за четыре года существования превратилась в уникальный кейс, охватывающий всю театральную карту страны: от границы до границы, от маленького городка до столицы, от государственных форм собственности до совершенно независимых проектов. «ГРА» доказывает, что спектакли европейского уровня могут рождаться не только в столице.
Стремясь к более широкой огласке, фестиваль-премия пытается привлекать и нового зрителя, обозначая, формулируя для него определенные критерии, среди которых: инновационность, новая театральная лексика, актуальность темы и месседжей спектаклей, смелость и даже дерзость высказывания, мощность и разнообразие средств и инструментов в создании постановок, постепенный, но неотвратимый отход от олдскульного театрального подхода в сторону современного мышления по всем направлениям театрального дела.
«ГРА» ярко указывает, что сейчас происходит кардинальное изменение театральной парадигмы. Специалисты, а вместе с ними и театральный зритель, развивая свой новый, зачастую не такой комфортный зрительский опыт, обусловленный реальным временем, переполненный катастрофами, изломами и ежедневными драмами, вынуждены меняться вместе с театром, чутко и быстро реагирующим на эти предложенные обстоятельства. Если украинский театр будет резонировать этому миру на современном театральном языке, он будет востребован зрителем и интересен мировому театральному сообществу.
«ГРА» набирает обороты. В "ГРЕ" быть престижно, иГРАть хотят все правдивые Люди Театра, поскольку они того стоят и это осознают. Выбор же международного жюри, полностью меняющегося каждого фестиваля – это только окончательно подтверждает.
Лауреаты IV Всеукраинского театрального Фестиваля-Премии «ГРА»
ОБЩИЕ НОМИНАЦИИ
«За лучший драматический спектакль»:
«Це дитя», Закарпатский областной венгерский драматический театр (г. Берегово)
«За лучший спектакль камерной сцены»:
«Філоктет. Античний рейв», Львовский академический драматический театр имени Леси Украинки
«За лучший спектакль для детей»:
«А хай то качка копне», Тернопольский академический областной театр актера и куклы
«За лучшее музыкальное представление в жанре оперы/опереты/мюзикла»:
«Лис Микита», Львовский национальный академический театр оперы и балета имени Саломеи Крушельницкой
«За лучшее хореографическое/балетное/пластическое представление»:
«VIÑO» (Киевский академический театр драмы и комедии на левом берегу Днепра)
«За лучшее поисково-экспериментальное представление»:
«Чернобыльдорф», лаборатория современной оперы Opera Aperta
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НОМИНАЦИИ
«За лучшую женскую роль»
Оксана Цимбалист за роль Афродиты в спектакле «Філоктет. Античний рейв»
«За лучшую мужскую роль»
Василий Сидорко за роль Эроса в спектакле «Філоктет. Античний рейв»
«За лучшую режиссерскую работу»
Роман Григорив и Илья Разумейко за спектакль «Чернобыльдорф»
«За лучшую сценографию»
Роман Григорив и Илья Разумейко за спектакль «Чернобыльдорф»
«За лучшую хореографию»
Кристина Слободянюк за спектакль «Чернобыльдорф»
«За лучшее музыкальное решение спектакля»
Роман Григорив и Илья Разумейко за спектакль «Чернобыльдорф»