Настоящий способ отомстить врагу — не быть похожим на него.
Марк Аврелий, римский правитель, принадлежал к династии Антонинов, философ-стоик.

«Скифский звериный стиль: трудности «перевода»

Как расшифровать зооморфный код?

В Национальном музее истории Украины открылась выставка, которую можно будет увидеть до конца февраля, «Скифский звериный стиль: трудности «перевода», посвященная памяти выдающейся исследовательницы скифских древностей Варвары Ильинской. В экспозиции представлено около 150 артефактов из коллекции НМИУ и его филиалов — Музея исторических драгоценностей Украины (МИДУ), а также фотографии и документы из научного архива Института археологии НАНУ.

В сознании рядового украинца с грозными кочевниками скифами в первую очередь ассоциируются курганы, каменные бабы и искусство звериного стиля. Кажется, что изображенных в оригинальной художественной манере определенных животных или фантастических существ или отдельных частей их тела можно встретить едва не на каждом археологическом памятнике Северного Причерноморья в течение четырех веков (VІІ—ІІІ вв. до н. э.). Скифский «зоопарк» поражает своим многообразием: на изделиях из рога, камня, бронзы, железа и золота мастера изображали львов и пантер, коз, быков и баранов, вепрей, коней, ланей, лосей и оленей, орлов и рыб, змей, мифических грифонов, бараноптиц и гиппокампов. Распознаванием видовых признаков конкретных животных занимаются не только историки и археологи, но и биологи, ведь некоторые изображения поражают вниманием к деталям.

Знаменитый археолог-скифолог Дмитрий Раевский называл такие изображения животных своеобразным «зооморфным кодом», универсальной знаковой системой скифов. Значение этих символов до сих пор смущает ученых со всего мира, потому что, наверное, можно говорить разве что о связи этого искусства с воинской идеологией и бытом по характеру археологических находок, связанных с вооружением. С раскопок скифских могил мы имеем десятки тысяч предметов, но можем лишь догадываться о мифологической основе зооморфных изображений в их искусстве.

Для специалистов «расшифровка», или же «перевод» этих образов имеет огромное значение, в частности для реконструкции верований и ритуалов древнего народа, от которого не осталось письменных памятников. В Национальном музее истории Украины отмечают, что выставку «Скифский звериный стиль: трудности «перевода» можно считать еще одной, визуальной, попыткой прочтения этого загадочного «зооморфного кода». Выставка приоткроет для посетителей завесу «научной кухни» и поможет понять смысл тех или иных изображений.

— Мы описали феномен скифского звериного стиля, а также старались в доступной и интересной форме показать научные дискуссии, которые возникают вокруг разнообразных образов скифского искусства», — говорит куратор выставки — кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея исторических драгоценностей Украины Оксана ЛИФАНТИЙ. — Основные мотивы скифского звериного стиля мало изменялись со временем, поэтому выставка позволяет лучше проследить его эволюцию от достаточно четких, но реальных образов до орнаментальной схематизации.

Надежда ПАВЛИЧЕНКО, кандидат культурологии. Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День»

«День» у Facebook, , Google+

Новини партнерів