В кадре – магический реализм
Где-то в середине 1980-х годов издание «Советское фото» напечатало несколько весьма нехарактерных работ. Как вспоминает искусствовед и художник Глеб Вышеславский, это были снимки выброшенных вещей, в частности — белые металлические медицинские шкафы с разбитыми стеклянными полками на фоне темного осеннего пейзажа. Автором фотографий был львовянин Михаил Французов.
«Этот журнал, «Советское фото», был официальным, там показывали достижения строительства социализма, а фотографии Французова отображают внутреннее настроение, построены на очень индивидуальных состояниях, — делится Глеб ВЫШЕСЛАВСКИЙ. — Этот неповторимый стиль сохранился до сих пор». Увидеть и почувствовать стиль Михаила Французова можно на выставке «Indigoterra» (то есть «Земля индиго»), которая сейчас проходит в киевской галерее ART 14.
Фотографии в экспозиции — из нескольких серий, созданных в последние годы, после длительного перерыва. «Со временем Михаил Французов менялся и по технике, и по сюжетам, но всегда в его работах имеется особый авторский взгляд и внимание к сугубо художественным вещам, таким, как зернистость, поверхность. Для него большую ценность имеет зерно пленки. Он долго не хотел переходить на цифровую фотографию, потому что там этого нет. Еще для него важны композиция, цвет, — комментирует Глеб Вышеславский, который также является куратором выставки «Indigoterra». — Если сравнивать Французова с художниками, то он ближе всех к неофициальным, чье творчество называют «тихой живописью». Художники этого круга — Галина Григорьева, Зоя Лерман, Ирина Макарова-Вышеславская, Валерий Ласкаржевский. Потом у Михаила Французова был кинематографический период, он учился на оператора. Потом был этап творческой неопределенности, он говорил, что не хочет переходить на цифру, а с пленкой все уже закончилось. Но в последние несколько лет сделал серии, которые мы и выставляем».
Семья на берегу пруда, мужчина, который высунул голову из воды и завис, словно в нирване, пелена туманов, сквозь которую просматриваются огоньки фонарей — обычное существование, переосмысленное Французовым, становится сюрреальным и обретает магичность. Внешнее проявление этого — пятна «химических» цветов. Красные губы или пуговица, кислотно-зеленый спасательный круг — эти элементы становятся своеобразными порталами в мир, созданный художником.
«Михаил Французов использует негативы, оцифровывает их и добавляет цвет, — продолжает Глеб Вышеславский. — Его работы состоят из нескольких слоев. Один — это максимально реалистичное изображение, другой — переход в условность, в другой мир. Этот мир ненадежный, создается искусственно, как и «химический» цвет, который накладывается на реальное изображение. Выходит стереоскопическое виденье, которое является обобщением авторского восприятия мира».
«Для меня работы Михаила — как графические листы. Такое ощущение, что это пастель на черной бумаге. Хотя для Михаила важно, чтобы фотография оставалась фотографией, — отмечает Екатерина БОРИСЕНКО, основательница галереи ART 14. — Одна из работ вообще напоминает мне «Завтрак на траве» Эдуарда Мане в современном прочтении. Такие простые люди, которых вроде бы миллионы, и пес с необыкновенным взглядом, через которого в работу входит свет. Михаил очень поэтичен. Он видит красивое даже в самом обычном».
Художника выделяет деликатность. Екатерина Борисенко рассказывает, что Михаил Французов никогда не фотографирует людей «в лоб», только со спины или сбоку. «Почти всегда его герои живут своей жизнью и не видят, что их снимают, — говорит Екатерина. — Это и ценно — он ловит крупицы счастья, простого и человечного».
Выставка «Indigoterra» продолжается в галерее ART 14 до 3 декабря.