В поисках первоисточника
Не всякая экспозиция заставляет задуматься. Но, придя на выставку фоторабот выдающегося украинского графика Андрея Чебыкина, попадаешь именно в такое место. С понятными натюрмортами и пейзажами соседствуют совсем непостижимые на первый взгляд абстрактные изображения. Одно из них напоминает ткань (скорее, мускульную, чем тканое полотно); другое — магму, что, вылившись из жерла вулкана, медленно стынет, образовывая причудливые узоры; третье — огонь. Каждое из изображений имеет какую-то особенную суггестивную силу. И то — такую мощную, что, придя домой, еще долго «видишь» их перед глазами, словно они высечены в сознании. И раздумываешь, пытаясь уловить их суть. Как вдруг. Эврика!
ОТ НАТУРЫ К НАТУРФИЛОСОФИИ
Известно, что восклицание «Эврика!» значит — «Открыл!» и принадлежит древнегреческому ученому Архимеду, который пережил озарение (инсайт). Но здесь стоит вспомнить нескольких других древнегреческих мыслителей, чей интеллектуальный путь, как видится, способный пролить свет на творческие поиски Андрея Чебыкина. На эволюцию его творчества.
Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит... Всем известны еще со студенческой скамьи фамилии этой древнегреческих натурфилософов, которые пробовали найти первооснову всего сущего. То есть найти по конкретным, видимым веществам и вещами — первовещество; первопричину, которая лежит в основе видимого многообразия. Так они дошли до представления о стихиях, которые порождают все сущее. Фалес считал, что такой стихией, единственным началом, была вода. Анаксимен ее видел в воздухе, а Гераклит — в вечно живом огне, который то загорается, то угасает. Но дальше всех в своей философии пошел Анаксимандр, который попробовал мысленно возвыситься над любыми качествами, характеристиками и чертами такой стихии. Оторваться от материальной основы. По его мнению, начало, которое лежало в основе всего, не было ни водой, ни воздухом, огнем или землей. Таким началом должно быть что-то напрочь бескачественное, бесконечное и безмерное. На греческом он это назвал «апейроном».
Просматривая фотографии Андрея Чебыкина из выставки «Візії», наблюдаешь такой же путь. Вот — фотографии, которые изображают что-то из натуры (то есть из природы). Вот — изгибы тела человека; а вот — пейзажи. Но видимых и тактильных форм у художника маловато — и он уходит в поиски первоформ и истоков. Вот он изображает очаг. Но впоследствии идет еще дальше — к поискам апейрона.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНТУИЦИЯ
Название выставки «Візії» является, несомненно, неслучайным. Но речь идет не о физическом зрении, не о физическом виденье. В конечном итоге, первоначало, тот апейрон невозможно разглядеть физическими глазами. Для постижения его сущности может помочь разве что «третий глаз», или же — интеллектуальное зрение, или же художественная интуиция.
Андрей Чебыкин беспрекословно ей отдается. Он отрывается от предметных форм и погружается в познание непознаваемого.
Собственно, сам Андрей Чебыкин, рассказывая о том, как происходит процесс фототворения, отмечает то, что всего лишь «схватывает» образы в тех вещах, которые окружают других людей. Но они их не замечают. Обычный человек проходит мимо и не видит... А я увидел образ в куске стены, штукатурке — и меня это захватывает».
«На этой выставке мы видим ценность художника в понимании мироздания. Здесь представлены космические метафорические темы и фактуры, которые приближают зрителя к этому маленькому миру. И в то же время этот маленький мир — большой космос нашей жизни. Это космические метафорические темы», — характеризует увиденное художник Александр Ковальчук.
Его поддерживает Ирина Вештак-Остроменская. Она убеждена, что взгляд Чебыкина — это особенное виденье близлежащего мира и, казалось бы, самых будничных вещей. Но они, собственно, и приближают нас к первооснове.
«Выставка Андрея Чебыкина «Візії» — это прекрасная возможность для посетителей увидеть даже не то, как художник что-то «создает», а увидеть, как художник думает, чувствует и как реагирует на очень короткие вспышки — рефлексии — в сознании, — рассказала на открытии художница. «Мы имеем возможность познакомиться с этой невероятно тонкой работой, которая рождается где-то в подсознании художника. И увидеть, как он даже в самых неожиданных и в самых простых вещах «считывает» посылы, которые буквально являются проникновением в космос, в макрокосмос и микрокосмос. Это «выхваты» моментального прозрения», — делится Ирина Вештак-Остроменская.
25 РАБОТ
В Центральном доме художника представлено 25 фотографий художника. Значение имеют не только изображения, но и их неслучайное расположение рядом. Фотоработы подаются блоками и таким способом лучше раскрываются — и с помощью линий, и с помощью красок. В экспозиции — и сфотографированные и обработанные в фотошопе изображения природы, которая является именно той смесью четырех названных стихий; и изображение «голых» стихий — скажем, пылающего огня с древесиной. Но, очевидно, в некоторых сериях, в частности, в «Монотипиях» автор делает попытки и беспредметного искусства. И так появились именно те «выразительные» рефлексии автора, которые похожи на бескачественный, беспредметный первоисточник, что является основой мира. Как рассказывает Андрей Чебыкин, серия «Монотипии» — это попытка именно художественного искусства, которую художник осуществил в 1970-х годах, еще будучи студентом. Следовательно, благодаря этим метаморфозам можем утверждать, что художник поднимается с уровня последователя до уровня творца, со своим особенным виденьем.
Спешите посетить выставку «Візії» Андрея Чебікина, которая экспонируется в Центральном доме художника на ул. Сечевых Стрельцов, 1/5, до 11 марта.