Вокруг женщины
«Скифянка» Галины Сапегиной гордо смотрит на зрителей. Рядом — «Две женщины» Габриэла Булецы, крестьянки в поле, одна из которых держит большой букет цветов. А вот — «Балет» Алины Максименко с артистками, чьи хрупкие белые фигурки контрастируют с красно-черным фоном. Кокетливая «Солоха» классика живописи и графики Михаила Дерегуса соседствует с кабинетным портретом Юлии Тимошенко авторства Виктора Сидоренко, в чем-то Солохи от политики...
Десятки образов женщин представлены в культурно-художественном проекте «Метаморфозы феминности», который проходит в выставочных залах «Хлебня» Национального заповедника «София Киевская». Это совместный проект Дирекции художественных выставок Украины и заповедника, который воплощается в рамках фестиваля «Княжа родина/Regio genus». Цель — показать женское в украинском искусстве в период после Второй мировой войны и до сегодняшнего дня.
БЕРЕГИНЯ, ГЕРОИНЯ...
На выставке представлены более ста работ. «В построении экспозиции нет литературных ходов. Нам нужно было показать яркие работы со второй половины ХХ века и до сегодняшнего дня. Среди них работы, созданные женщинами (взгляд на самих себя), и примеры маскулинной культуры. Мы показываем это не отдельно, а во взаимодействии, взаимовлияниях, а где-то во взаимоотталкивании», — объясняет Елена Зикеева, заместитель директора Дирекции художественных выставок.
ГАЛИНА САПЕГИНА. «СКИФЯНКА»
Условно работы можно разделить на несколько тематических групп, которые касаются разных социальных ролей и моделей поведения женщины. Например, берегиня, мать, героиня производства. Одна из таких категорий, которая очертилась спонтанно, — портреты и автопортреты художниц. Все эти группы расположены не отдельно, работы представлены не в хронологическом порядке, поэтому сюжеты контрастируют, подталкивают к дискуссиям.
Между прочим, поскольку фондовое собрание Дирекции художественных выставок формировалось путем государственных закупок, экспозиция позволяет оценить характер госзаказа на женскую тематику в течение второй половины ХХ — начале ХХІ века.
ЛЮДИ И ИХ ЧУВСТВА
Увлечение жизнью читается в работах Елены Придуваловой из серии «Киевские люди». Картины созданы в начале этого года. Уличные сценки с женщинами в пуховиках и платках, вывеска кафе, знакомые всем зонтики кафе и торговки — это происходит где-то поблизости. Художница наделяет типичные образы праздничностью, и эта радость передается зрителю. А рядом — портрет самой Елены Придуваловой, созданный ее мужем, художником Алексеем Аполлоновым.
ПАРАСКА ПЛИТКА-ГОРЫЦВИТ
«Мой взгляд на Риту и взгляд Риты на саму себя», — так, по словам Елены Зикеевой, художник Игорь Канивец охарактеризовал две работы из экспозиции. Первая — его «Рита висит», вторая — «Теплая вода III» Маргариты Шерстюк. Виденье одного человека под разными, в прямом и переносном смыслах, углами зрения интересно сопоставлять.
ПОДРУГИ
В зале графики в частности представлены фактурные сценки из производства. На заводе, где люди такие малые на фоне разных конструкций, две девушки в робах умостились на трубе и что-то эмоционально обсуждают, — это «Подруги» Федора Махонина. Рядом его «Перерыв» — в чем-то трогательная сценка, когда рабочие отвлеклись от трудовых подвигов ради будничной радости обеда. «Это не было на поверхности нашей фондовой коллекции, мы открывали папки, перерывали все, искали интересные свежие работы. Вряд ли эти произведения экспонировались раньше», — комментирует Елена Зикеева.
АЛИНА МАКСИМЕНКО. «БАЛЕТ»
Несколько фотографий Параски Плитки-Горыцвит, этнографа, художницы, писательницы, которую называют «Гомером Гуцульщины» можно увидеть в этом же зале. Небольшой проект о ней появился на выставке благодаря Святославу Яриничу, заведующему отделом культурно-образовательной и экспозиционной работы «Софии Киевской». Эти фотографии — маленькая часть работ Параски Плитки-Горыцвит. Уникальные материалы сохранялись в доме художницы, в плохих условиях, были повреждены, и теперь энтузиасты занимаются их восстановлением и консервированием. На одном снимке семья собралась у новогодней елки, на другом — улыбающиеся супруги на крыльце дома, а вот женщина кормит кур, причем одна села ей на голову — они тоже своего рода подруги, как заводчанки.
Сопоставить все эти метаморфозы «женской» темы в украинском искусстве можно на выставке в «Хлебне», которая продолжится до 7 апреля.