Женщина с киноаппаратом
Слово самостоятельно — здесь не случайное. В те времена женщина могла попасть в те места, где бывала София Яблонская, только в нескольких ипостасях — например, как сестра милосердия или жена колониального чиновника. О том, что женщина может сама отправиться в путешествие по пескам Сахары или джунглям Балли из собственного интереса и по профессиональному зову, тем более молодая и незамужняя, — тогда даже не шла речь. Тем ценнее опыт Софии Яблонской и тем ценнее ее визуальные и текстовые архивы, которые сегодня возвращаются не только к украинцам, но и в целом в художественный контекст межвоенной Европы.
На днях в Киеве представили фотоальбом «Теура. Софія Яблонська», вышедший в издательстве «Родовід» при поддержке Украинского культурного фонда. Презентация книги и открытие выставки фотографий, костюмов и некоторых архивных вещей Яблонской состоялись в Возианов-галерее. Черно-белые фотографии, на которых преимущественно изображены люди, идеально вписались в камерное художественное пространство. Хотя, как говорят исследователи творчества Яблонской, найденных фотографий, которые раньше отдельно не публиковались и не выставлялись, хватит не на одну выставку и будут подходить они и в значительно большем выставочном пространстве.
ВНУЧКА ЯБЛОНСКОЙ НАТАЛИ УДЕН (НА ФОТО СЛЕВА) СОХРАНИЛА УНИКАЛЬНЫЙ АРХИВ ФОТОМАСТЕРА, ПИСАТЕЛЬНИЦЫ И ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»
Кураторами этой выставки стали дизайнеры Федор Возианов и Лидия Захарченко в сотрудничестве с Валентиной Клименко и Камило Ракано.
Эти фотографии легли и в основу альбома «Теура. Софія Яблонська». Создавали дизайн и отбирали фотографии Мария Норазян и Илья Павлов из Студии «Графпром». Предисловие «Искусство побега: несколько уроков от Софии Яблонской» написала писательница Оксана Забужко. Исследовали и написали детальную биографию Софии — Вероника Гоменюк и Андрей Беницкий. Собственно, именно Вероника и Андрей пять лет назад запустили процесс, который в итоге вылился в книгу, фотовыставку и несколько проектов на будущее.
Франкоязычный вариант книги уже представили в Париже. В планах издательства — издать в ближайшее время три арт-буки с путевыми заметками Яблонской «Чар Марокко», «З країни рижу й опію» об Индокитае, «Далекі обрії» о кругосветном путешествии.
В СВОИХ СБОРНИКАХ СОФИЯ ВМЕЩАЛА СОБСТВЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ, КОТОРЫЕ УДАЧНО ИЛЛЮСТРИРОВАЛИ БЫТ И КУЛЬТУРУ ЭКЗОТИЧЕСКИХ КРАЕВ И НАРОДОВ
Как отметила во время презентации писательница Оксана Забужко, женщины начали самостоятельно путешествовать только с конца 1970-х. «А эта галицкая девушка в 20 лет бросает все и едет сначала в Париж, учиться кинематографии, потом в далекие края», — рассказывает писательница и подчеркивает, что история Софии, — это настоящая история успеха, которая должна была бы быть экранизирована. София — одна из первых женщин-операторов в мире. Она начала снимать документальные короткометражные ленты о людях, быте и природе других стран за год до того, как известный кинорежиссер Лени Рифеншталь отправились в Гренландию на съемки фильма Арнольда Фанка «SOS — айсберг».
Архивы Софии — это настоящее сокровище. Здесь и фильмы, и фотографии, дневники, репортажи из путешествий, колонки о красоте и моде, которые она писала в тогдашние журналы, это и костюмы, которые она привозила из путешествий. Большинство из этого хранится в доме внучки Софии — Натали Уден, которая приехала из Франции в Киев на презентацию альбома, а ранее впустила к себе в дом Веронику Гоменюк и Андрея Беницкого.
ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ СОФИЯ ЯБЛОСЬКА ПРОЖИЛА В КИТАЕ, ГДЕ ПОЗНАКОМИЛАСЬ И ВЫШЛА ЗАМУЖ ЗА ФРАНЦУЗА ЖАНА УДЕНА, КОТОРОГО НА ГАЛИЦКИЙ МАНЕР НАЗЫВАЛА ИВАНОМ
«Когда мы с Андреем пять лет назад начинали всю эту работу, это должно было быть переиздание романов Софии. Но когда ты начинаешь копать глубже, а случай с Яблонской здесь очень показательный, ты можешь найти намного больше, чем ожидаешь. И когда мы нашли Натали Уден, внучку Софии и правовласделицу на ее творческое наследие, оказалось, что в ее доме хранится фантастический архив фотографий, которые никогда никто не видел. В целом, Яблонская запомнилась во Львове, на Галичине как писательница, и здесь, в Киеве, тоже. А вот эти фотографии, это ее достояние осталось неизвестным, просто сложенными в виде негативов и закрученных бобин, закрытым железной большой крышкой, — рассказывает Вероника Гоменюк. — И хочется эту крышку поднять, хочется, чтобы из этого вырос фильм, потому что материала хватит даже на сериал о том, что происходило в 1930-х. Это было чрезвычайное время, и Яблонска в этом времени была чем-то очень особенным. И хочется, чтобы мы понимали, что наша женщина еще в 30-х годах была фантастически современной и что у нас есть, откуда брать и что нести дальше. Пусть это будет началом большой истории о Софии Яблонской».
Выставка представлена в столичной «Возианов-галерее», а с 22 ноября ее можно увидеть во Львове в Центре городской истории Центрально-Восточной Европы.